Метановое будущее: тест-драйв седана «Лада Веста CNG».
В России президент и другие власти считают метан перспективнее электричества в качестве топлива, и это видно по успехам нашей страны в освоении этого направления. Первый автомобиль Lada Vesta CNG с заводским метановым оборудованием уже год на рынке. Весной продажи перевалили за тысячу экземпляров, что для такого узкого сегмента хороший результат.
Метановая «Веста» дебютировала на Международном газовом форуме в Санкт-Петербурге в октябре 2015 года, спустя месяц после начала выпуска базовой модели. Проект предполагал установку двух композитных баллонов вместо запаски с соответствующей доработкой кузова сзади. Преимущество – в сохранении багажника, недостаток – в высокой стоимости из-за баллонов и их размещения, что потребовало бы конструктивных изменений кузова, а также процедур испытаний, одобрений и сертификации.
10 июля 2017 года дилеры начали принимать заказы на машину с итальянским редуктором, форсунками, заправочным штуцером и китайским стальным баллоном объёмом 90 литров с композитной обмоткой, установленным в багажнике за задним сиденьем. В конструкции автомобиля не было изменений. Такое решение позволило снизить цену оборудования и затраты на его внедрение. Однако грузовой отсек уменьшился примерно на треть по визуальным оценкам, а почти вдвое по данным производителя (с 480 до 250 литров), при этом потерял возможность трансформации. Грузовые длинные предметы перевозить не получится, но для повседневных задач этого объёма достаточно. В конце концов, у «Рено Логана» первого поколения сиденье изначально не складывалось, и люди с этим жили нормально.
Группа компаний «Альтернативные топливные системы» (АТС) начала деятельность в 2012 году с установки и обслуживания газобаллонного оборудования на пропан-бутане и метане. В состав группы входят компании «АТС Авто» и «АТС Инжиниринг», которые являются партнёрами АвтоВАЗа по созданию прототипов и серийному производству CNG-автомобилей «Лада». Компания также создаёт автомобили на «голубом топливе» совместно с другими производителями. За годы работы предприятие стало одним из ведущих в России в деле популяризации газомоторного топлива. В частности, компания организовала производство передвижных автомобильных газовых заправщиков (ПАГЗ), уникальных для страны. Также в услугах компании строительство стационарных АГНКС и установка ГБО на автомобили вторичного рынка.
Более двухсот дилеров, торгующих битопливными «Вестами», прошли обучение в компании АТС. Это позволило им не только получить квалификацию для обслуживания этих машин, но и уметь устанавливать оборудование на бензиновые автомобили.
Перед массовым появлением Vesta CNG в салонах дилеров расширили список комплектаций и цветов, подтолкнув к этому живой интерес покупателей на этапе приема заказов. Также были объявлены цены. Благодаря программе господдержки начальная комплектация Classic Start доступна по цене 600 900 рублей — всего на 30 тысяч дороже базовой модели! Такое предложение уникально, ведь за такие деньги оборудование под сжатый природный газ невозможно установить отдельно. Не говоря уже о том, чтобы оно являлось частью автомобиля, попадало под гарантию и обслуживалось на регулярных ТО. Всего четыре комплектации — по оснащению они идентичны бензиновой машине, а разница в цене с ней фиксированная. На нашем тесте была самая «заряженная» версия — оснащенная мультимедийным комплексом, климатом, круизом и камерой заднего вида с динамическими направляющими. Цена такого автомобиля составляет 898 900 рублей.
Это всё лирика. А на деле? «Веста» как «Веста», разве что шильдик на багажнике указывает на «газовую диету». Под люком можно найти штуцер для заправки, помимо крышки бензобака. В салоне отличие одно: переключатель вида топлива с пятью светодиодами, один из которых показывает используемое топливо, а четыре других — запас метана.
Баллон вмещает около двадцати кубометров газа. С ним от Тольятти до Кузоватово Ульяновской области и обратно удалось проехать примерно триста шестьдесят километров в активном режиме (смешанный цикл, обгоны грузовиков, торможения). При этом расходуется бензин, но немного – порядка полутора-двух литров на сотню. В более спокойном темпе и с помощью подсказчика переключения передач запас газа можно было бы растянуть на четыреста километров.
Двигатель всё-таки проседает при использовании «голубого топлива», развивая 96 л. с. мощности и 135 Нм крутящего момента вместо изначальных 106 л. с. и 148 Нм, но это не всегда критично. На трассе обгоны большегрузов происходят труднее, а в городе даже ослабленный двигатель не вызывает беспокойства, хватает его.
Создание этого материала совпало с резким ростом стоимости бензина, что повысило популярность автомобилей, работающих на метане. Не уверены? Тогда давно не смотрели ценники на заправочных станциях и газозаправках… или же являетесь олигархом…
Государственная поддержка стоимости «Весты CNG» стала меньше, поэтому разница цен между бензиновой и битопливной версиями выросла: 609 900 и 664 900 рублей за комплектацию Classic Start соответственно. Однако даже с разницей в 55 тысяч рублей покупка готовой машины всё равно выгоднее, чем установка оборудования отдельно и оформление его. Необходимо помнить о гарантийном обслуживании, которое не обеспечит «дядя Вася» в гараже.
Поездка в Кузоватово имела определённую цель. В начале июня там проводился… ралли-рейд «Холмы России»В ралли участвовала команда АТС на трёх автомобилях, в том числе на внедорожнике Lada 4×4 CNG Sport. Только две трети стартовавших экипажей добрались до финиша, и метановая «Нива» была среди них, заняв четвёртое место в самой многочисленной группе «N». Проблем с газобаллонным оборудованием не возникло.
Метан выходит на первый план во всех аспектах: выпущена серийная «Веста CNG», существует уникальный (пока) прототип Lada 4×4 CNG Sport. Почему пока? Команда АТС расширяется, планируется постройка других машин на газомоторном топливе, а затем возможно создание соответствующего кубка. В компании АТС уже анонсировали универсал Lada Largus CNG, а государство собирается расширять сеть АГНКС. Развитие темы использования сжатого природного газа в качестве топлива уже не остановить, и это прекрасно!