Мешают всем: почему с мотоциклистами борются, вместо того, чтобы им помочь
Столичные власти объявили о планах потратить три миллиарда рублей на 500 новых камер, которые, помимо прочего, начнут штрафовать мотоциклистов за езду между рядов, хаотичные перестроение и отсутствие шлема. Обыватели могут выдохнуть, ведь власти, наконец, решили навести порядок и поставить на место мотоциклистов. Но нынешнее ужесточение – лишь одно из звеньев в череде репрессий
Мотоциклисты – вечная головная боль едва ли не всех жителей больших городов. Автовладельцы не любят их за езду между рядов и постоянные превышения скорости, а пожилых людей раздражают прямотоки, от шума которых по ночам трясутся окна. И все же называть мотоциклистов анархистами уже давно нельзя, в последние годы власти особенно крепко взялись за двухколёсных нарушителей спокойствия.
Сегодня в это сложно поверить, но всего 15 лет назад наличие прав категории «А» у мотоциклиста считалось большим достижением, реже можно было встретить только номерной знак на мотоцикле. Камер тогда не было, но на учет мотоциклы не ставили из-за высоких ставок транспортного налога, для 100-сильного мотоцикла они вчетверо больше, чем для 100-сильного автомобиля. Далеко не все использовали и шлемы.
Лучше всего тогдашние порядки иллюстрирует завершение одного из известных мотофестивалей – пьяных мотоциклистов было столько, что дежуривший наряд ГИБДД просто разворачивал мотоциклистов обратно, не пытаясь лишить прав. Тогда это казалось нормальным, в то время как по нынешним временам даже вспоминать об этом дико. Прогресс на лицо! И все же жители негодуют.
За последнее десятилетие власти сумели демонтировать все успешные проекты самоорганизации мотоциклистов. Например, проехать большой колонной мотоциклист теперь может исключительно во время официальных открытий и закрытий сезона, которые организует столичный Департамент транспорта. Согласовать собственную колонну практически невозможно, а проехать без разрешения уже никому не приходит в голову.
Но настоящим триумфом стал разгон тусовки на Воробьевых горах. Культовая «Смотровая» закрылась для мотоциклистов под предлогом локдауна и коронавирусных ограничений, а потом не открылась – всех желающих постоять на тротуаре тут же «обилечивали» сотрудники ГИБДД. Это же касается и прямотоков – в последнее время полицейские особенно жестко штрафуют за любые изменения конструкции.
Разумеется, ездить без номеров и прав уже давно никому не приходит в голову. Самый страшный грех нынешних мотоциклистов – попытка испачкать номер или прикрутить его под углом в надежде спрятаться от камер, «стреляющих» в спину – по некоторым данным в Москве на них приходится около четверти всех комплексов фиксации нарушений. Прибавьте к этому тотальное заужение проезжей части, особенно в центре города…
Исключением из череды тотальных репрессий стали лишь маленькие светофорчики, которые дублируют обычные светофоры на улице Косыгина. Их устанавливали под предлогом повышения безопасности мотоциклистов. Однако, до реальных улучшений, о которых давно просят мотоциклисты, руки у властей не дошли.
Никто не пытается заменить травмоопасные тросовые отбойники, никто не пересматривает технологию нанесения разметки: нынешний пластик в дождь становится скользким и приводит к падениям мотоциклов буквально на ровном месте. Это же касается резиновых блоков на пересечениях трамвайных путей и прочих спорных решений.
Иными словами, нынешнее ужесточение – попытка удовлетворить давно устаревший запрос общества. Оказавшись на улице оглядитесь по сторонам и попробуйте найти участников движения, представляющих наибольшую опасность для окружающих. Велосипедисты, пилоты электросамокатов и моноколес не оставят шансов байкерам.
Но камер они не боятся так же, как и других правил – отрегулировать эту отрасль власти не в состоянии. А значит, в ближайшие годы мы продолжим наблюдать, как мотоциклистам вспоминают старые обиды и продолжают усложнять жизнь. А безопасность движения и комфорт жителей города подождут.