Mercedes-Benz SLR vs BMW Z9. Столкновение звезд
1999 год оказался удивительно урожайным на сверхскоростные Grand Tourismo. Представляем будущих королей модельного ряда Mercedes-Benz и BMW
В январе прошлого года DaimlerChrysler показал публике концептуальный образец купе SLR. Интерес к этому прототипу оказался настолько велик, что транснациональный концерн отважился на мелкосерийное тиражирование его «наследника», которое начнется в 2003 году на фабрике McLaren Cars Ltd. в Великобритании.
Выбор места производства логичен: болиды «Первой формулы» марки McLaren, как известно, оснащаются моторами Mercedes, и вот уже два года подряд это партнерство приносит обеим фирмам триумфальный успех на трассах Grand Prix. Кроме того, в 1994-1996 гг. компания McLaren выпускала дорожные суперкары модели F1, а значит, она не понаслышке знакома с технологией штучной постройки элитных сверхавтомобилей.
Правда, уже третий год подряд цеха малых серий простаивают — ручеек заказов на один из самых дорогих (ценой под миллион долларов) автомобилей мира практически иссяк. Кооперация с DaimlerChrysler позволяет McLaren оживить висящее на шее мертвое производство. Mercedes же наносит удар давнему сопернику — BMW, который участвовал в создании того самого суперкара McLaren F1.
Само собой, баварцы не оставили вызов безответным. К мотор-шоу во Франкфурте (осень’99) они подготовили супербомбу собственной конструкции — модель BMW Z9. (Что особенно забавно, в соседнем павильоне той же франкфуртской выставки DaimlerChrysler демонстрировал открытую версию своего будущего суперкара — SLR Roadster.)
Впрочем, два эти концепта, в отличие от купе Mercedes-Benz SLR, пока не могут похвастать определенностью в своей дальнейшей судьбе. У BMW и так сейчас проблем выше крыши. Капризный рынок суперкаров может их только усугубить. Кроме того, баварцы заняты подготовкой производства другого «спортсмена» — Z8. DaimlerChrysler тоже не торопится — открытую модель SLR выпустят только в случае благожелательного приема публикой одноименного купе.
Дизайн автомобилей демонстрирует два совершенно разных подхода к концепции суперкара. В основе образа Mercedes-Benz SLR — «мостик времени», перекинутый от гоночных прототипов SLR 1955 года к нынешним болидам F1 McLaren. Классика гоночной техники поделилась с новинкой общей идеей облика сверхмощного автомобиля: демонстрация внутренней силы возложена на длиннющий капот. Современный «формульный» снаряд подарил концептуальному купе легкие штрихи своей поджарой внешности: подштамповка капота напоминает об узком теле гоночной машины, «усы» переднего спойлера вызывают в памяти висящее под «носом» McLaren антикрыло. Не эта ли интерпретация и склонила англичан к сотрудничеству с DaimlerChrysler? Дизайн как дипломатический ход — это нечто новое. Но ход, безусловно, удачный.
BMW, напротив, отмела любые реминисценции (должно быть, цитированием собственной истории дизайнеры компании пресытились, вырисовывая новый Z8 из старого BMW 507). Внешность Z9 создана практически с чистого листа. Не будь фирменной облицовки радиатора (тоже изрядно переработанной), о происхождении подчеркнуто коренастой, «тяжелой» модели можно было бы гадать до исхода XXI века.
Объединяет же такие разные автомобили широкое применение алюминия и композитных материалов. Правда, «рецепты приготовления» кузова использовались разные. Баварцы пошли по традиционному пути — навесили углепластиковые облицовочные панели на пространственную алюминиевую раму. DaimlerChrysler же сделал алюминиевыми только переднюю и заднюю части несущей конструкции – ведь только они должны сминаться при столкновениях, гася энергию удара. Зато район «кокпита» полностью выполнен из высокопрочных композитов.
Что еще интересного во внешности автомобилей? Люминесцентные задние фонари у BMW; неоновые световые источники в передних указателях поворота BMW и в фонарях заднего хода, освещения номерного знака и задних «противотуманках» Mercedes. SLR Roadster снабжен тентом из полистирола, пропускающим дневной свет, и любопытным задним бампером со встроенным двойным антикрылом.
Обе компании считают, что применили в своих автомобилях двери типа gullwing («крыло чайки»), запомнившиеся всему миру по знаменитому купе Mercedes-Benz 300 SL 1954 года. Однако двери SLR откидываются не просто вверх, а вверх и вперед, под углом 75 градусов.
Баварский концерн не отступил от канонов столь радикально, но тоже учинил небольшую хитрость. Известно, что откидывающиеся вверх двери неудобны в низких гаражах. Дабы не заставлять экипаж Z9 бить «крыльями» по потолку и пробираться в машину сквозь узкую щель, инженеры BMW устроили в «основных» дверях «калитки», которые открываются традиционным образом и дают проход к креслам водителя и его соседа. Второй ряд сидений в этом случае остается свободным до переезда в более удобное для посадки место.
Вы усомнились относительно второго ряда? Напрасно. BMW, в пику сопернику, сделала Z9 настоящим четырехместным автомобилем, посадка на оба ряда сидений которого через огромные проемы «голлвингов» не составляет никакого труда (кроме случая, описанного выше).
Разницей в количестве посадочных мест обусловлено существенное различие в габаритах машин. Если длина и ширина Mercedes-Benz примерно 4,5 и 1,9 метра, то BMW размахнулся на пять и два метра соответственно. В колесной базе (2,7 против 3,1 метра) BMW выигрывает целых сорок сантиметров!
Из приборов на традиционном месте останутся, как и прежде, только стрелочные спидометр и тахометр. Прочая информация отнесена ко второстепенной, отвлекающей внимание водителя, поэтому ее можно будет получить по требованию и увидеть на дисплее, расположенном в центре передней панели.
Управление различными системами педантично разделено в каждой из машин по их функциональным признакам. В Mercedes клавиши, командующие аудиотехникой, переключением света, климат-контролем и системами безопасности, сведены в довольно далеко отставленные друг от друга гнезда. В BMW поступили иначе: на месте рычага коробки передач установили небольшой кругляш, «заведующий» четырьмя системами, которые отвечают за музыку, комфорт, коммуникации и движение. Переход от одной системы к другой осуществляется легким поворотом ручки. Более конкретная функция выбирается в «меню» на экране монитора.
Переключать передачи в BMW, оснащенном коробкой Steptronic, проще простого — отщелкиваешь скорости клавишами на руле, никаких лишних движений. А Mercedes вообще отстраняет водителя от этого процесса, полагая, что современный «автомат» подберет нужную передачу лучше любого Шумахера.
Чем же повелевают эти коробки? На Mercedes-Benz SLR стоит новейшая 24-клапанная «восьмерка» от родстера 500SL, доведенная настройщиками из ателье AMG. Мастера увеличили рабочий объем двигателя до 5496 кубических сантиметров, применили нагнетатель, снабженный интеркулером с собственной, независимой системой жидкостного охлаждения; поколдовали с некоторыми другими узлами, и теперь двигатель выдает 557 лошадиных сил.
Монтаж на Z9 восьмицилиндрового дизеля (!) можно считать не более чем рекламным трюком, проделанным ради лучшей раскрутки седана 740d, с которого двигатель взят. Но что бы ни говорили о потенциале мотора, Grand Tourismo с дизелем – это, сами понимаете, как-то не звучит.
О шасси Z9 говорить рановато — в настоящее время машина «покоится» на ходовой части того же седана 7-й серии. Решение — промежуточное, оттого и молчок по поводу свойств подвески и тормозов Z9.
Вот DaimlerChrysler, напротив, вовсю трубит о примененной на SLR передовой системе, в которой тормозное усилие, прикладываемое к каждому колесу, контролируется электроникой, учитывающей, в свою очередь, всевозможные внешние и внутренние факторы. Известно и то, что тормозные диски у Mercedes-Benz SLR сделаны из углепластико-керамического композита (а-ля тормоза болидов «Формулы 1»)…
В общем, в отличие от DaimlerChrysler, баварской фирме еще работать и работать над своим сверхавтомобилем. А мы будем ждать результата, чтобы потом найти в новом серийном купе BMW черты, знакомые по концептуальному Z9.