МАЗ — разочарование от увиденного

Источник: сайт Dalnoboi.org.

С малых лет у меня была мечта: работать на конвейере МАЗа. К сожалению, Минский завод оказался похож на голубую мечту — к которой я долго стремился, но в итоге остался недоволен увиденным.

Минский автомобильный завод — движущая сила советской промышленности, её детище и непосредственный создатель. Грузовики МАЗ я узнал задолго до школы.
Были лучшие потому что у меня был свой — железный МАЗ. Большой, с синей кабиной и зеленым кузовом. Он пережил все мои игрушки, его просто невозможно было сломать.

Грузовики МАЗ когда-то были мощными и надежными, неприхотливыми и ремонтопригодными. Долгое время они делили лидерство с грузовиками КамАЗ, часто опережая их. На дальних рейсах МАЗы оставались вне конкуренции до самого последнего момента. В данном сравнении рассматриваются грузовики отечественной школы. Перелом наступил во время кризиса 2008 года. С тех пор многие перевозчики отмечают резкое снижение качества минских грузовиков.

Несмотря на то что МАЗ продолжал выпускать новые модели, становилось ясно, что при серьёзных изменениях на российском рынке завод окажется в уязвимом положении. Такая организация труда и планирование производства не позволяли минским грузовикам конкурировать даже на нашем рынке, учитывая лояльность клиентов и существующие связи.

Перестройка завода затянулась на десять лет. В Минске не нашлось специалиста уровня Бу Андерссона, который бы смог повторить его достижения на ГАЗе и ВАЗе. В качестве примера: МАЗ по официальным данным трудится почти 18 тысячами человек, выпустив в 2015 году 4,5 тысячи автомобилей. Между тем завод Mercedes-Benz в Людвигсфельде производит около 50 тысяч единиц техники в год при штате в две тысячи человек.

Не бывает чудес. По официальной статистике, МАЗ — самое убыточное предприятие Беларуси. Автозавод в глубоком кризисе по определению не может выпускать качественные грузовики и быть конкурентоспособным на рынке. Можно верить или нет статистике, но то, что я увидел на главном конвейере МАЗа, отражает действительность.

Интересное решение с резиной

В цехе используется оборудование из середины прошлого века без электроники, работа выполняется вручную. На конвейере всё традиционно: журнал, отметка, подпись. Рабочие в теплых фуфайках — это странно. Моторы запускают в цеху без очистки выхлопных газов, хотя для этого оборудование есть. Много людей просто перемещаются по цеху. Грузовики с конвейера идут некомплектные, некоторые покидают цех на жесткой сцепке.

Как рабочим приходится работать весь день, находясь рядом с таким запахом?

В лучшие времена с главного конвейера МАЗа производилось около 100 грузовиков в день, к моменту создания репортажа выпуск составлял не более двадцати. Что предпринимают на заводе, работающем по законам рынка и попавшем в глубокий кризис? Сокращают штат, административную часть, издержки. Включаются всевозможные экономические механизмы для сохранения главного: лица, качества, клиента.

Оптимизм работников завода поражает. Несмотря на сложную экономическую обстановку, не забывают смотреть вперёд. Последнее изобретение – МАЗ-6516М9, очевидный шаг вперед. Грузовик явно разрабатывался с устремлением на европейский рынок: новый дизайн кабины, двигатель OM471 стандарта «Евро-6» от Mercedes. У автомобиля есть все шансы занять своё место, если бы не одно «но». Предприятие не соответствует современным требованиям, а с таким опытом соперничать с европейскими конкурентами – как играть в одни ворота. Шансов на успех нет.

В данном цеху дорабатывается новая модель — четырёхоссяный самосвал МАЗ-6516М9.