Массовая проверка ОСАГО по камерам: что ждать автомобилистам?

Дмитрий Мольков, директор департамента финансовых услуг ГК «АвтоСпецЦентр», расскажет о том, как внедрение проверки ОСАГО через дорожные камеры может помочь решить несколько важных социальных проблем.
С первого ноября двадцать пятого года в России запланирован запуск. экспериментСистема дорожных камер сравнит номера машин с реестром страховщиков, и автовладельцы без полиса ОСАГО получат предупреждения в «Госуслугах».
Какова причина появления идеи автоматизированной проверки полисов ОСАГО в настоящий момент?
Изначально назначенный на 1 марта 2025 года проект перенесли на начало ноября текущего года, чтобы предотвратить технические трудности при объединении баз данных. Российский союз автостраховщиков уже несколько лет инвестирует в цифровую трансформацию учета полисов, и благодаря этому камерам теперь доступен единый реестр системы городского видеонаблюдения. Будут использоваться существующие системы фото- и видеофиксации, на обочинах дополнительной техники ставить не потребуется, достаточно модернизировать программное обеспечение.
Что это значит для автовладельцев?
Введение автоматической проверки позволит исключить возможность экономии на страховании. До 10% незастрахованных автомобилей на дорогах – это реальная проблема, которая напрямую связана с ростом числа ДТП без выплаты компенсаций пострадавшим. В связи с внедрением новой системы недобросовестные водители больше не смогут избежать ответственности за отсутствие страховки устного предупреждения от инспектора.
По мнению Российского союза автостраховщиков, 7% до 10% автовладельцев в России не имеют действующих полисов ОСАГО. Это вынуждает добросовестных водителей самостоятельно добиваться компенсации ущерба при ДТП. Отсутствие ОСАГО у одного из участников аварии исключает возможность применения Европротокола, что затрудняет оформление ДТП и создает дополнительные заторы на дорогах.
Преимущества для страхового рынка ощутимы с экономической точки зрения.
В начале эксперимента предусмотрен предупредительный этап, однако после устранения технических неполадок и усовершенствования алгоритмов, уведомления будут заменены административными штрафами. При сохранении средней стоимости полиса ОСАГО в пределах 6–8 тысяч рублей количество неassicured автомобилей может уменьшиться до 5%.
Согласно информации Российского Союза Автостраховщиков (РСА), в первом квартале 2025 года средний годовой полис ОСАГО стоил на 5,8% меньше, чем за тот же период в 2024 году, и составлял 7 511 рублей. Средняя выплата по ОСАГО… выросла Стоимость полиса ОСАГО увеличилась на 14,3% и составила 106 926 рублей. С 17 апреля 2025 года для владельцев мотоциклов, мопедов и легких квадроциклов в расчете страховой премии при заключении договора ОСАГО произошли изменения. Для мотоциклов теперь применяют коэффициент мощности, который ранее использовался только для легковых автомобилей. Коэффициент для мототехники будет выше. Будут также отдельные значения для возраста и стажа водителей. Для опытных и возрастных мотоциклистов они будут ниже, а для молодых и неопытных – выше. Основной причиной этих изменений является рост числа аварий с участием мотоциклов. увеличился на 32%.
У скептиков есть основания для беспокойства.
В Российском союзе автостраховщиков сообщают о переносе сроков запуска проекта из-за технической неготовности IT-системы ГИБДД. Пропущенный автомобиль или ошибочное опознавание могут вызвать большое число обращений в техническую поддержку. автовладельцы опасаются очередей в ГИБДД из-за «необоснованных» уведомлений. Операторы «Госуслуг» обещают увеличить штат и улучшить сервис подачи обращений: жалобы и пояснения будут приниматься онлайн, а модераторы будут приоритетно проверять случаи «ложной тревоги».
Не все камеры обладают одинаковой способностью к считыванию информации. Некоторые старые комплексы плохо справляются с распознаванием номеров в плохих погодных условиях, а новые слишком быстро делают снимки. Для повышения точности страховщики и дорожные службы должны предусмотреть алгоритмы верификации, например, двойную проверку по другой камере или использование искусственного интеллекта.
Этическая сторона вопроса также важна. В эпоху больших данных автоматизированный контроль не является чем-то новым: от камер распознавания лиц в городах до трекеров перемещения мобильных телефонов. Личные данные, такие как ФИО и серия с номером полиса, не будут сохраняться – перекрестная проверка осуществляется по зашифрованным регистрационным номерам. Все же политика прозрачности и защиты конфиденциальности здесь критически важна.
Вероятно, система заработает сразу полностью. Для этого нужно внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях, которые уточнят применение штрафов к нарушителям. С 1 ноября в КоАП должны быть действующие положения для ясности: штраф применяется единожды и налагается на владельца машины.
