Машины подорожали, чипов нет: может вернуть на конвейер Жигули? Объясняем, почему это не поможет
Еще недавно такие вопросы доносились разве что от любителей ретро – мол, хотим «классику»! Это можно было понять: приобрести знакомую с детства игрушку хочется многим. Но буквально на глазах ситуация в стране резко поменялась – вместе с авторынком, который худеет на глазах. И теперь такие же вопросы содержат совсем иной подтекст: мол, если иномарки вместе со своими чипами не только подпрыгнули в цене, но и решили-таки покинуть Россию, то почему бы нам не вернуться к тому, что успешно производили сами? А это, в основном, и есть «Жигули».
Термин «бюджетный автомобиль» сегодня звучит несколько странно. «Логан» без кондея почти за полтора миллиона, «Крета» за четыре – это уже никого не удивляет. Да и «Веста» на этом фоне давно перевалила за миллион. И даже «Гранта» готовится разменять семизначный ценник. Вот и возникают убаюкивающие душу разговоры о том, что если бы ВАЗ возродил свою классику в любом ее виде – хоть единичку, хоть семерку, то половина проблем сразу бы исчезла. Вслед за чипами.
Теоретически возродить такое производство можно. Однако же горячие головы нужно сразу остудить. Подходящий пример – вот такой: а давайте вместо телевизоров LG и прочих Sony возродим производство ламповых «Рубин-714»! Прогоним из заводских цехов всех торгашей, заставим «Хроматрон» снова делать кинескопы… Ну, как?
Нет, нереально. И даже глупо. Восстановление любого разрушенного производства – это сумасшедшие капиталовложения. Но главное – в том, что продукция такого производства, даже если она и появится на конвейере, вовсе не будет дешевой. «Жигули» в свое время вовсе не были доступными – на них копили годами, а покупали едва ли ни на всю жизнь. А по материалоемкости «Жигули» не особо отличаются от современной нам «Гранты». Примерно столько же металла, стекол, колес в сборе. На чем будем экономить? На возврате к карбюраторам?
Я всегда любил первые «Лады». А недавно вновь прокатился на такой машинке – какая же там фантастическая обзорность! Двигаться задним ходом – одно удовольствие: спокойно оборачиваешься назад, стекло почти рядом – здорово! Но сегодня это все-таки сродни аттракциону, отправляющим тебя в прошлое. Современный потребитель уже взвоет без климат-контроля, усилителя руля и электростеклоподъемников. Слабенький по нынешним меркам моторчик вскоре начнет раздражать, равно как и прожорливость автомобиля, особенно на высоких скоростях. Пассивная безопасность по сегодняшним меркам, в общем-то, никакая.
В общем, появление на современном конвейере хоть ВАЗ-2101, хоть 2107 вряд ли кого-то обрадует. Разве что при цене тысяч в 100 – 150, но это абсолютно нереально. Кто не верит, может прицениться к новенькой уазовской «буханке»: она перевалила за миллион. Другой пример современного «ретро» – вазовская «Нива». Десятками лет ее потихоньку модернизируют, но по сути этот тот же автомобиль из прошлого тысячелетия. А цена – опять-таки миллион, и даже больше.
А если очень хочется понастальгировать по «Жигулям» и «Волгам», прочитайте эту статью: в ней мы рассказывали как покупали новые машины в СССР.