Машина ЗИЛ с кличкой «Чебурашка»

Секретный ЗИЛ по прозвищу «Чебурашка»

Некоторые утверждали, что автомобиль предназначен для езды по секретным тоннелям под Москвой. Другие говорили, что в кузове грузовика ездят бойцы спецподразделения, сопровождающие кортежи первых лиц страны. Третьи намекали на то, что под видом заниженного «сто тридцатого» скрывается ходовая часть нового скоростного мини-броневика, и в таком виде он проходит испытания. В действительности история появления ЗИЛов с низкой посадкой куда более прозаична, но от этого не менее интересна. А началось все в 1960-е. Как известно, любая техника нуждается в доводке. Не исключением являются и автомобили, а если речь идет об автомобилях для руководства СССР, то испытания проходят по полной программе, включающей ходовые испытания на дорогах общего пользования.

Прототипический автомобиль ЗИС-110 проходил испытания в Москве.

Дороги в стране советов обстовлялись хорошо по главным направлениям, но топливо было проблемой. Поэтому сотрудники лаборатории конструкторских и экспериментальных работ при Заводе имени Лихачева во время испытаний правительственных лимузинов сами везли для них бензин. А-72 за Садовым кольцом уже был редкостью, что уж говорить об остальной стране. Советские автомобили в основном использовали А-66, который получался смешиванием различных нефтепродуктов. Понятно, что ЗИСы на таком топливе ездить не могли. И вот таскался за испытательной колонной грузовик, наполненный бочками с 72-м бензином.

В СССР частных автомобилей не хватало, из-за чего за пределами Садового кольца найти заправочную станцию с 72-м бензином было трудно.

По причине малой скорости грузовиков того времени, колонна из лимузинов, способных развивать скорость до 140 км/ч, часто уезжала вперед и вынуждена была часами ожидать грузовика-кормильца. Тогда конструкторам пришла в голову идея создать грузовик на базе списанного бронированного лимузина. Быстро реализовав задумку, ЗИС-115 разобрали, сняв бронированный кузов и установив кабину от ЗИЛ-157 с зауженной и укороченной деревянной платформой и одним откидывающимся бортом. В результате получилась симпатичная «полуторка», способная развивать скорость до 120 км/ч. Теперь заводчане без проблем проводили ходовые испытания на дороге, так как «топливо» постоянно находилось в хвосте за основной колонной испытуемых.

Первый российский грузовой автомобиль низкопольного типа на базе автомобиля ЗИС-115.

С течением времени автозаправщик устарел и требовал замены. К Олимпиаде 1980 года появился новый грузовик на базе ЗИЛ-114. Его также создавали без чертежей, полагаясь лишь на эскиз. Специалисты по нему построили ЗИЛ-113Г с двигателем в 300 л.с. и кабиной от армейского ЗИЛ-131, придав ей измененный бампер с клыками и противотуманками. Крышу украшал спойлер, предохранявший тент грузовой платформы от потока воздуха. Сорвать его на скорости 170 км/ч, которой был способен этот грузовик, было легко.

ЗИЛ-113Г, имевший мощность в 300 лошадиных сил, обладал скоростью, необычной для грузовиков.

Позже автомобиль получил близнеца с двигателем мощностью 315 л.с. и автоматической трансмиссией. В Москве засветившиеся автомобили вызвали много кривотолков у обывателей. Тем, кто мог взглянуть в кабину грузовиков, стало страшно: кожаные сиденья, регулируемая рулевая колонка, квадросистема – ничего подобного не было ни на одном грузовике раньше. Отдельно откидывающиеся лавки по бортам грузовой платформы намекали на то, что в них могут находиться вооружённые люди.

Интерьер этого ЗИЛа не уступал по комфорту лимузинам, которым предшествовал.

Те, кто встречался с ними на трассе, не уставали рассказывать в гаражах о том, как странные грузовики обгоняли их, как стоячих, шедших по трассе на своей «жиге» под сотню. Причем достать их не получалось даже после того как мотор «Жигулей» или «Москвича» был чуть ли не провернут под капотом по нескольку раз. Однако задачи, которые выполняли эти машины, были сугубо гражданскими, а иногда и просто обывательскими. В основном машины, как и прежде, сопровождали колонны в пробегах, а в обычное время доставляли на завод комплектующие от смежников, которых у ЗИЛ по области было множество.

Прообразом кабины ЗИЛ-4305 послужил удешевленный вариант без крыльев-обтекателей.

В конце 1990-х завод, подобно всей стране, переживал экономический кризис. Однако перед «Чебурашками», так заводчане прозвали эти автомобили из-за маленьких колес и больших крыльев, возникла возможность серийного производства. Умирающий крупный бизнес и быстро растущий малый нуждались в малотоннажных грузовиках. Но «Чебурашки» в своем нынешнем виде были слишком дорогими, поэтому на заводе по их образцу был собран грузовик ЗИЛ-4305.

Вместо мотора от лимузина установили 150-сильный шестилитровый двигатель от грузовика. Автомобиль комплектовался механической пятиступенчатой коробкой передач, максимально придав ему обычный рабочий вид. Однако запустить этот автомобиль в серию не удалось. Малотоннажные перевозки осуществлял другой автомобиль с другого автозавода. В 2000 году «Чебурашку» разобрали на металлолом.