Манипуляции водителей в системе «свободный поток» и ее последствия
Система оплаты проезда «свободный поток» имеет недостаток: оплата в отсутствие шлагбаумов не всем нравится. Не уговорит ли стремление избежать расходов добросовестность?
«Свободный поток», также известный как Free-Flow, представляет собой безбарьерную систему оплаты за проезд по дорогам. Система основана на принципе платной магистрали без шлагбаумов и пунктов оплаты. Технологическое решение «Свободный поток» разработано и внедряется компаниями концерна «Телематика». Для проезда по такой трассе водителям не нужно останавливаться перед шлагбаумами и тратить время на пунктах оплаты.
Первые системы «свободного потока» заработали на ЦКАД и М-12. Многие водители сначала не понимали необходимости оплаты проезда по этим дорогам: отсутствие пунктов оплаты создавало впечатление, что расставаться с деньгами не нужно… Наивные ожидали штрафов и писем от судебных приставов. Позже у некоторых водителей возникла другая мысль: если можно передвигаться без препятствий, то можно обмануть камеры и не оплачивать проезд.
Не потребовалось изобретать что-то новое: основные способы обмана много лет совершенствовались на платных парковках. Самый простой способ – закрыть номер предметами (мол, случайно – газета приклеилась…). Некоторые вообще снимают номера и держат их в салоне, объясняя это отвалившимся креплениям. Ну, а самый простой прием – грязь, которой у нас, к сожалению, много. Мол, выезжал – все было чисто, а по дороге опять запачкался.
Техника пока не справляется с задачей выявления машин с нечитаемыми номерами. Единственным средством остается проведение рейдов ГИБДД. По информации компании «Автодор», в сентябре на трассе М-12 в ходе таких рейдов было выдано 12 постановлений за управление транспортом без номеров, с закрытыми или неправильно установленным номерами. С учетом большого количества машин, проезжающих по этой дороге, включая водителей, использующих уловку с нечитаемыми номерами, это малозначительная часть нарушителей. Такие рейды не способны задержать всех нарушителей и действуют в основном как мера пресечения правонарушений.
Многие ли нарушители знают о последствиях своих действий? Водителям могут выписать штраф до пяти тысяч рублей или даже лишить прав на срок до трех месяцев, если суд так решит. Но большинство надеется отделаться предупреждением или небольшим штрафом. Скоро зима и дороги начнут обильно поливать реагентами, которые вместе со снежной кашей и грязью делают номера нечитаемыми даже у законопослушных граждан. Причем водитель этого и не заметит: при движении по скоростной трассе летящий от фур и других машин поток грезе-солевой смеси быстро обмерзает, превращая идеально чистый номер в серую массу буквально за сотню километров пути.
Зимой на М-12 и ЦКАД ожидается увеличение числа водителей, нарушающих правила дорожного движения. Это ставит перед контролирующими органами задачу возрождения рейдов, если камеры не научатся распознавать автомобили в любых условиях. Новые системы фотофиксации с нейронными сетями и искусственным интеллектом уже способны идентифицировать нарушения. Но в сложных ситуациях, как на примере фотографии, даже нейросеть не поможет.

Что еще почитать:
Водители массово не оплачивают проезд через ЦКАД.