M-Sport: завод фокуса
M-Sport. Фокуcная фабрика
Озерный край на северо-западе Англии известен не только поэтами. Здесь побеждал в гонках сэр Малкольм Кемпбелл, а в последнее время Кумбрия стала домом для претендентов на мировую раллийную корону.

На этапах мирового чемпионата можно купить билеты на посещение зоны сервиса. Увидеть работу высококлассных механиков стоит, как и наблюдение за гонщиками.
Представительство Ford Motor Company России преподнесло билеты на закрытое мероприятие, где открывается секрет подготовки гоночных автомобилей.
Кроме того, что нас провели по цехам и довольно подробно всё разъяснили, нам разрешили снимать практически всё.
Типично английское поместье
Команда M-Sport, которая строит «боевые» Ford Focus WRC, базируется в деревне Довенби, в старинном Довенби-Холле. Вплоть до последнего момента не ощущаешь, что приехал на завод: постриженные газоны, дорожки из искусственного камня, фонтан посреди пруда… Неужели за стеной, некогда огораживавшей сад, скрывается современное производство?
В мае 2000-го новоселье отметили. Малкольм Уилсон, руководитель группы, считал, что тишина ухоженного парка благоприятна для размышлений и работы.
47 гектаров парка дают возможность без труда увеличить производственные и служебные помещения, однако нынешний потенциал тоже впечатляет. Гоночная команда — серьёзное предприятие, почти полноценный завод, правда, выпускающий в среднем всего двенадцать автомобилей в год. Поскольку все выпущенные машины периодически возвращаются сюда для ремонта и обслуживания, уместно сравнивать её с СТО.
Приехавший автомобиль, новый серийный или побывавший в бою, разбирают до последней детали и очищают до металла. Судьба серийного автомобиля непростая: из 2266 деталей (в «гравийном» варианте спецификации) к концу пути по предприятию останется только 128 родных, причем лишь 58 из них не будут подвергнуты дополнительной обработке или изменению. На сборку Ford Focus RS WRC уйдет 1464 человеко-часа.
Автомобиль, прошедший 2-3 гонки, если его можно назвать старым, разбирается и очищается. Затем тщательно проверяют геометрию кузова и отсутствие механических повреждений. После ремонта, покраски и сборки автомобиль может приобрести нового владельца. Желающих испытать свои силы на машине Сайнца или Макрея немало, поскольку продаются автомобили только в полной готовности к гонкам.
Кстати, первый пока не имеющий названия пост M-Sport, связывающий команду с СТО, — это мойка. Ручная, естественно.
На кузове машины ведется борьба за каждый грамм: детали облегчаются, излишние элементы удаляются полностью. В салон устанавливается каркас безопасности, производство которого требует более 45 метров высокопрочных труб из легированной стали. «Клетка» защищает экипаж в случае аварии и берет на себя часть нагрузки, удвоя повышая жесткость конструкции. Кузов грунтуется и окрашивается заново.
Довенби-Холл занимает 5575 квадратных метров, основная часть которых (26 постов) предназначена для сборки. В нее поступают детали, узлы и агрегаты, как изготовленные на месте (30%), так и заказанные у других производителей (70%). В будущем ожидается обратная пропорция, но руководитель команды считает, что полного перехода на собственное производство не будет никогда: сложно и дорого быть «мастером на все руки». Более разумно доверять профессионалам. Например, тормоза Brembo отличного качества (в чем автор этих строк убедился сам), а специалисты Cosworth уже много лет успешно работают с двигателями Ford, являясь сотрудниками Довенби-Холла, а не гостями.
Агрегатный участок компактен: секвентивные шестиступенчатые коробки передач, ступицы (у каждой колеса своя), сцепления поставляются готовыми к установке. Любой водитель мог бы позавидовать раллистам: замена спортивного сцепления Ford Focus занимает… две с половиной минуты! Колин Макрей сам на спор выполнял эту операцию примерно за такое же время.
В станочном цехе команды становится понятно, что не все детали заказываются снаружи.
Многие специалисты работают над бортовой электроникой, так как в M-Sport уверены, что будущее за ней. Управляющие процессоры способны не только улучшить ездовые качества автомобиля, но и снизить его вес. Что именно делают конструкторы и рабочие команды? В качестве примера хозяева назвали «джойстик» управления КП. Электрическая часть этого узла достаточно проста, а вот с «механикой» пришлось потрудиться. Для минимизации веса использованы современные материалы, включая углепластик. Но наибольшую сложность вызвало то, что по целому ряду причин ход рычага ничтожно мал — не более 7°, хотя узел, надо признать, ответственный: за сезон каждый гонщик переключает передачи в среднем 163700 раз. То есть 11655 раз за гонку или 529 — на каждом допе.
На просторном складе в ожидании установки комплектующие — изделия отличаются нарядностью.
Команду и завод связывает отдел логистики, необычный для нас. Крупное предприятие, много поставщиков, постоянные перевозки с одного континента на другой — все это требует организации. Без Джона Миллингтона, менеджера-координатора команды, она не смогла бы даже тронуться с места. Именно он заказывает самолеты и паромы, номера в гостиницах; распоряжается топливом (а команде за год требуется более 35 тысяч литров одобренного FIA бензина); контролирует грузовик со шинами (до тысячи штук на гонку). Он разрабатывает графики работы для каждой службы команды, подает заявки на участие в этапах чемпионатов мира.
Коллеги координатора по спорту из производственных отделов решают многочисленные задачи по обеспечению технологического цикла. Число 152 явно нравится отделу логистики M-Sport. Именно такое количество независимых поставщиков обслуживает команда, и столько же постоянных сотрудников загружены работой ежедневно.
M-Sport смотрит в будущее. Создаётся музей ралли «Сафари». Построят деловой центр и гостиницу для посетителей. Джон Миллингтон в беседе упомянул о многочисленных перспективных и «побочных» разработках — от спортивной подготовки нового Ford Fiesta до тюнинговых наборов нынешнего Ford Focus. Идей много, но воплотят их в металл и пластик лишь после одного важного для команды события — победы в чемпионате мира.
A Ticket to Ride
Завод предстал перед нами, но в качестве изысканного угощения хозяева подарили нам мероприятие под названием «Мероприятие по катанию пассажиров». У руля Ford Focus RS WRC нас не посадили, предложив довольствоваться ролью штурмана. Пилотом стал Тапио Лаукканен, финский раллист, уже ставший чемпионом Великобритании и победителем Rallye Finland в группе N. Машина — старая боевая машина экипажа Карлоса Сайнца. Протяженность трассы — 5 км гравийной дороги с существенным перепадом высот.
Спектакль был спланирован в соответствии со всеми канонами драматургии и сопровождался подписанием документа о полной ответственности за любые потенциальные осложнения, включая возможную аварию.
С точки зрения закона документ идеален. О том, что он прежде всего психологический инструмент давления, стало понятно во время съемок первых заездов. Лаукканен явно не ехал на пределе возможностей. Газ додавал не там, где это нужно для оптимального прохождения поворота, а там, где на дороге больше камней. Можно сказать, он позировал нам на ходу.
Наблюдения были наблюдениями, но когда настала моя очередь сесть за штурманское кресло, я почувствовал себя неуютно: мои «реквизиты» раньше помешали принять участие даже в чемпионате Ленинграда. Представляете, как это было разместиться на месте поджарого Луиса Мойя? Тем не менее на мне застегнули все пять ремней, и мы, как бы там ни было, поехали. И поехали настолько быстро, что я отказался от попыток понаблюдать за действиями гонщика! Все внимание поглотила вертлявая узкая дорога. Было ли страшно? В первые секунды — да. Но вслед за умопомрачительным разгоном последовало просто чудовищное торможение. О такой эффективности тормозов, тем более на гравии, я в жизни не мог и мечтать. После этого на трюки финна, «собравшего» все обочины и придорожные канавы, смотрел с ухмылкой: не проведешь!
Эмоциональной встряски хватило, но только каплю. За рулем легендарного автомобиля WRC пока не суждено оказаться.
Ощущения и размышления
Ford стремится к вершине автомобильного рынка. Спорт — мощный инструмент продвижения. Однако стратегическая цель транснационального концерна выходит за рамки увеличения продаж модели Focus, которая и так пользуется огромным успехом у покупателей: за прошлый год в мире продано почти миллион экземпляров. Став обладателем ряда известных марок, Ford Motor Company явно стремится стать лидером мирового автопрома.
M-Sport преследует амбициозные цели, хотя можно ли считать победу в мировом раллийном чемпионате незначительным достижением? Команда все более активно позиционирует себя как одно из сильнейших предприятий в сфере экспорта высокотехнологичных спортивных разработок. Чемпионский титул для нее становится всё более актуальным.
Примечательно, что «алчные и честолюбивые планы капиталистических акул» в первую очередь выгодны тем, кто управляет новым автомобилем.
Халид Аль-Кассими/Микаэль Орр. Ралли «Швеция», 2008
© Фото: Ford