Лучший двигатель: какой выбрать?

Эта статья посвящена японским автомобильным двигателям и выбору автомобиля с двигателем, соответствующим вашим потребностям. Хотя выбор автомобиля обуславливается многими факторами, двигатель нельзя пренебрегать.
Статья посвящена потребительским качествам японских автомобильных двигателей: надёжности, ресурсу, экономичности и простоте в ремонте при эксплуатации в российских условиях.
Некоторые могут возразить: «Мой 4D56 — отличный двигатель, никогда не ломался и потребляет 5 л/100 км». Важно отметить, что всё написанное в статье основано на статистике. Если ваш 4D56 ещё не сломался, это возможно просто удача, которая не является доказательством превосходства этого двигателя. Особое внимание к статье следует уделить жителям центральных и западных регионов страны, так как она может помочь им восполнить недостаток опыта работы с японскими автомобилями.
Важно отметить, все сравнения в статье касаются двигателей японского производства. Упоминание о проблемах конкретного двигателя не означает его полной ненадежности. Даже относительно слабый японский двигатель обычно более надежен, чем лучший русский.
Выбор в пользу бензинового или дизельного двигателя.
Дизельные автомобили пользуются большой популярностью, но мало кто задумывается о том, как дизельное топливо российского производства влияет на их работу. Хорошее дизельное топливо прозрачно и без синего отлива. А что заливают в баки владельцы? Некачественное топливо с примесями, слитое из бульдозеров или катеров.
Такое топливо разрушает топливную аппаратуру (ТНВД и форсунки), увеличивая расход топлива и снижая тягу двигателя.
Чёрный выхлоп указывает на неполное сгорание топлива. Может показаться, что КАМАЗы и тракторы работают без проблем на нашем топливе. Но сравнивать большой камазовский двигатель и малогабаритный форсированный дизель легкового автомобиля нельзя.
Проблемы с топливной аппаратурой у японских дизелей появляются постепенно, за первые пару лет можно заливать некачественное топливо. Радость от эксплуатации исчезает, когда приходит понимание необходимости ремонта или замены дорогостоящей топливной аппаратуры.
Расход топлива дизельных автомобилей может быть выше, чем у бензиновых. LAND CRUISER PRADO с дизелем 2L-TE расходует до 14 л/100 км в городе, но знакомый владелец автомобиля без пробега по России потреблял 18 л/100 км. Многие владельцы дизельных автомобилей сталкиваются с подобной проблемой.
Дизель экономичен лишь при правильной регулировке и исправном топливном аппарате и цилиндро-поршневой группе. Электронно-управляемые ТНВД (3С-E, 4M40, ZD30DDTi) требуют квалифицированного обслуживания для регулировки.
Проблема трещин или деформации головок цилиндров характерна для дизельных двигателей. Такое случается чаще всего из-за перегрева. Бензиновые двигатели из-за меньшей теплонагрузки и материалов, из которых изготовлены головки блока, страдают от этой проблемы реже. Среди дизелей трещины в головке блока чаще всего встречаются в двигателях 2L-T(E) (TOYOTA) и 4D55/56 (MITSUBISHI). У 2L-T(E) проблема возникает из-за конструктивной недоработки: у аналогичного по конструкции 3L-T с дополнительными каналами для охлаждения такой проблемы нет. При перегреве часто деформируется головка блока в турбодизеле 2C-T Toyota, а в безнаддувном 2C это почти не встречается.
Покупая дизельный автомобиль, актуальна поговорка: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Статистика показывает, что около 70% покупок контрактных двигателей — это именно дизели. Грузовик или большой джип с дизельным двигателем – более логичный выбор, но стоит ли покупать дизельную легковушку?
В итоге следует подчеркнуть: самыми надежными считаются дизельные двигатели Nissan серии TD (TD23/25/27/42), наименее надёжными – 4D55/56 от Mitsubishi.
2. Система топливоподачи бензиновых двигателей
Можно выбрать между карбюратором, карбюратором с электронным управлением, центральным впрыском топлива, многоточечным впрыском топлива и непосредственным впрыском топлива.
Двигатели с механическими карбюраторами давно сняты с производства в Японии из-за несоответствия экологическим нормам страны. Однако обладали одним преимуществом – ремонтом, который был ненамного сложнее ремонта двигателей «Жигулей» и «Москвичей». Не стоит забывать и о недостатках карбюраторов: им необходима периодическая чистка и регулировка, что может быть непросто, особенно учитывая сложность конструкции японских карбюраторов.
Автомобили с электронными карбюраторами соединили недостатки традиционных карбюраторных двигателей – сложность конструкции, необходимость регулировки и очистки – с недостатками силовых установок с электронным впрыском: наличие сложных систем датчиков и электронного блока управления. Такой тип моторов выпускался с начала 80-х до середины 90-х годов прошлого века. Примерами являются двигатели GA13/15/16DS (NISSAN), ZC (HONDA) и некоторые другие.
Системы центрального электронного впрыска топлива (Ci) и многоточечного (EFI (TOYOTA), EGI (NISSAN), PGM-FI (HONDA), ECI-MULTI (MITSUBISHI)) по надёжности, ремонтопригодности и сложности конструкции мало чем различаются.
В середине 80-х — начале 90-х годов были популярны системы центрального впрыска топлива, внешне очень похожие на карбюраторные. Среди них 1S-Ui, 4S-Fi (TOYOTA) и SR18/20Di (NISSAN).
Двигатели с многоточечным впрыском топлива появились в начале 80-х годов и сейчас пользуются широкой популярностью. В эксплуатации такие системы требуют реже обслуживания, чем карбюраторы, поскольку инжекторы и электронный блок управления не нуждаются в обслуживании. Однако из-за качества нашего бензина возникают проблемы и с инжекторными двигателями. Дело в том, что впрысковые двигатели, как и электронные карбюраторы, должны работать на неэтилированном бензине с октановым числом не ниже 92.
После заправки этилированным бензином японские автомобили, проехав примерно 100 километров, теряют работоспособность катализатора. На динамику движения это почти не влияет, разве что возможен небольшой спад мощности в определённой зоне оборотов двигателя. Выхлопные газы становятся более токсичными. Неработающий катализатор подаёт датчик кислорода неправильную информацию в блок управления двигателем. В процессе эксплуатации на этилированном бензине постепенно загрязняются датчики, контактирующие с выхлопными газами, в первую очередь, сам датчик кислорода. Загрязнение датчиков и некорректная работа блока EFI чаще всего проявляется увеличенным расходом топлива. Проблемы возникают не сразу после начала использования низкосортного бензина. Решается всё чисткой датчиков и диагностикой — перенастройкой электронного блока управления двигателем.
Езда на этилированном бензине не критична, например во Владивостоке большинство машин с инжекторными моторами работают на 92-м этилированном и ничего. Впрочем, такие двигатели в жизни доставляют меньше проблем, чем карбюраторные отечественного производства.
Двигатели с прямым электронным впрыском появились в середине 90-х годов и получили разные названия у разных автопроизводителей: D-4 — TOYOTA, DI — NISSAN, GDI — MITSUBISHI. По эксплуатационным качествам (надежность, экономичность и так далее) они мало чем отличаются от обычных двигателей с многоточечным впрыском топлива, но более требовательны к качеству бензина из-за высокой степени сжатия, которая достигает 11. Именно из-за плохого качества нашего бензина концерн TOYOTA отказался официально поставлять в нашу страну свою модель AVENSIS с новым двухлитровым двигателем, оснащенным прямым впрыском топлива.
3. Двигатели с турбонаддувом
Турбонаддув не увеличивает надежность двигателя, а безнаддувный вариант в этом плане предпочтительнее. Высокоскоростной ротор турбокомпрессора предъявляет повышенные требования к качеству масла. Высокое давление наддува сокращает ресурс двигателя, особенно у высокофорсированных бензиновых двигателей.
Перегрев приводит к увеличению расхода масла до одного литра на каждые сто километров. Дальнейшая эксплуатация автомобиля с поврежденной турбиной может привести к её окончательной поломке – заклиниванию ротора. Это происходит из-за износа подшипников турбокомпрессора, которые являются наиболее уязвимой частью всего агрегата наддува. Стоимость восстановления работоспособности турбины иногда равна семидесяти процентам стоимости нового агрегата (хотя чаще предлагаются б/у турбины).
Некоторые двигатели оснащены промежуточным охлаждением наддувочного воздуха (интеркулером), охлаждающим воздух после сжатия в компрессоре. На некоторых двигателях устанавливают турбокомпрессоры с охлаждением: корпус таких турбокомпрессоров имеет рубашку, через которую циркулирует охлаждающая жидкость. Такие конструкции обладают большим ресурсом из-за работы в более щадящих условиях.
Проблемы с турбонаддувом чаще всего возникают у автомобилей старше десяти лет, хотя это значение может меняться в зависимости от интенсивности использования машины, стиля вождения и других факторов. Турбированные двигатели не следует бояться, но необходимо помнить о повышенных требованиях к качеству масла и желательно использовать турботаймер, который может продлить срок службы турбокомпрессора.
4. Число и расположение цилиндров
Анализируем распространенные схемы расположения деталей в японских двигателях.
Чаще всего встречаются рядовые двигатели на четыре цилиндра. Простые в уходе и восстановлении, больше о них рассказывать нечего.
Рядные шестицилиндровые двигатели отличаются большим ресурсом и надёжностью благодаря большому количеству опорных шеек коленвала, что приводит к минимальному износу из-за малой нагрузки на каждую шейку. Полная уравновешенность этих двигателей обеспечивает минимальный уровень вибрации. По сравнению с другими типами двигателей они отличаются очень малой шумностью. Для легковых автомобилей их выпускают два ведущих японских автопроизводителя: TOYOTA (двигатели 1G, 1/2JZ, 1HZ) и NISSAN (RB20/25/26, TB45E, RD28, TD42). Все эти двигатели обладают огромным ресурсом, достигающим миллиона километров пробега.
В последнее время популярны стали V-образные шестицилиндровые двигатели (в основном бензиновые). При поперечном расположении двигателя в моторном отсеке и большом рабочем объёме (более 2,0 — 2,5 л) это единственный способ его компоновки. Однако у V-образных шестерок есть следующие недостатки:
Их ремонт и обслуживание сложнее, чем у рядных моторов.
Опорные шейки коленвала менее надёжны по сравнению с рядовыми двигателями, так как каждая из них испытывает удвоенную нагрузку.
3. Не являются полностью уравновешенными.
Наличие шильдика V6 на машине не сулит ничего хорошего. Все японские производители, за исключением Subaru и Daihatsu, выпускают двигатели с таким расположением цилиндров.
В дорогостоящих автомобилях устанавливают двигатели с V-образным расположением цилиндров, имеющие восемь рабочих камер. Такая конструкция обладает всеми недостатками, присущими V-образным шестёркам. Однако такие двигатели, как и некоторые V-образные шестицилиндровые, отличаются низким уровнем шумов и вибраций: по уравновешенности им уступают лишь рядные шестицилиндровые и двенадцатицилиндровые V-образные двигатели. Для снижения вибрации на них часто устанавливают дополнительные противовесы на шейках коленчатого вала. Производителями V-образных восьмёрок являются TOYOTA (1/2/3UZ), NISSAN (VK45DD, VH45DE) и MITSUBISHI (8A80).
Продукция Subaru, серии EA и EJ, представляет собой оппозитные двигатели на четыре или шесть цилиндров. Характерной чертой является высокая прочность и надежность, однако обслуживание этих агрегатов весьма затруднительно, например, замена ремня ГРМ — это задача не из лёгких.
5. Фирма — производитель
Этот пункт вызывает много споров: одни считают двигатели TOYOTA самыми надёжными, другие предпочитают NISSAN, а третьи довольны MITSUBISHI. В итоге получается полная путаница (обычно каждый хвалит машины своей марки и ругает машину соседа другого производителя, который никогда не эксплуатировал). Многое навесное оборудование на японских двигателях выпускается сторонними компаниями, например, генератор HITACHI может быть установлен как на двигателе LD20T-II (NISSAN), так и на 2С-Т (TOYOTA). Это означает, что вероятность выхода из строя генератора на обоих двигателях одинакова. В основном всё сказанное ниже будет касаться механической части двигателей, а не их навесного оборудования.
Toyota
Двигатели этой фирмы просты в ремонте и очень надежны (хотя, конечно, двигатель — это не просто одно понятие). В них редко встречаются такие «навороты», как балансировочные валы (что любит MITSUBISHI), системы изменения фаз газораспределения (хотя TOYOTA всё шире внедряет систему VVTi) и подобные детали, негативно влияющие на надежность. Подкапотное пространство автомобилей TOYOTA хорошо организовано, обслуживание двигателя обычно не вызывает трудностей.

Двигатели TOYOTA различаются по надежности: есть и превосходные, например рядные шестицилиндровые модели серий 1G и JZ. Серия A (кроме 4A-GE с пятью клапанами на цилиндр) проста в ремонте и не доставляет хлопот. Большинство остальных двигателей TOYOTA также обычно проблемными не бывают. Неудачными можно считать рассмотренные дизели 2L-T(E), 2C-T, а также бензиновые двигатели серии VZ с быстро изнашивающимися опорными шейками коленвала.
Nissan
Самые надежные и неприхотливые среди японских двигателей, хотя это мнение может вызывать разногласия.

Только Nissan производит двигатели с цепным или шестерёнчатым приводом ГРМ, что делает их более надёжными по сравнению с ременями из резины с зубьями.
Головки блоков цилиндров у дизельных двигателей Nissan редко трескаются или коробляются при перегреве.
Многие бензиновые двигатели Nissan могут длительное время работать на топливе марки 76, не показывая при этом заметных изменений, но злоупотреблять такой практикой не рекомендуется.
Можно привести примеры качества моторов Nissan. Например, двигатели VQ, установленные на моделях Maxima/Cefiro, Cedric и многих других, семь лет подряд признаются лучшими в мире среди моделей своего класса.
Дизельные моторы серии TD на автомобилях TERRANO/PASFINDER, SAFARI/PATROL, CARAVAN/URVAN изначально создавались для судов. Судовые двигатели обычно более надёжны по сравнению с автомобильными и имеют шестеренчатый привод газораспределительного механизма. Такой же привод встречается и на некоторых дизелях Toyota 3В. Проблемы с этими моторами, если и возникают, то чаще всего связаны с топливной системой, как и у любых дизелей.
Двигатели NISSAN сложнее в ремонте и обслуживании по сравнению с двигателями TOYOTA из-за компактной компоновки узлов под капотом.
Наиболее надежными двигателями Nissan считаются RB20/25/26, SR18/20, TD23/25/27/42 и GA13/15/16.
Среди двигателей Nissan не наблюдалось особых проблем, за исключением CA18/20 (из-за двухконтурной системы зажигания) и VG20/30 (быстро изнашиваемых опорных шеек коленчатого вала).
Mitsubishi
Японские двигатели, пожалуй, самые сложные в ремонте. Конструкторы двигателей MITSUBISHI, видимо, не стремились к простым и надёжным решениям. Широкое применение балансировочных валов, пластмассовых карбюраторов, V-образного расположения цилиндров, систем непосредственного впрыска топлива, конечно же, не повышает надежности и ремонтопригодности двигателей.
Например, многие удивляются мягкой работе рядных четырёхцилиндровых двигателей на модели GALANT, но это достигается искусственным путём за счёт применения балансировочных валов. Пока двигатель работает без проблем и эти валы нормально функционируют, всё хорошо. Но как только происходит обрыв привода к ним (что часто бывает с не новыми агрегатами), то двигатель, не рассчитанный на работу без них, может скоро попасть в серьёзный ремонт.
Очень проблемны дизели 4D55 и 4D56 с турбонаддувом – на них часто лопаются головки блока цилиндров из-за того, что материал не выдерживает низких температур русских зим.

Низкие температуры резко снижают надёжность головок блока цилиндров из-за высоких температурных напряжений, возникающих в головках при разнице температур по обе стороны стенки. В зимних условиях, например при минус 20 градусов, запуск двигателя без его предварительного прогрева до рабочей температуры приводит к интенсивному нагреву головки со стороны камеры сгорания, тогда как температура всей головки и охлаждающей жидкости ещё ниже рабочей. Такая ситуация создаёт очень высокие температурные напряжения, дополненные механическими напряжениями от давления газов. Несмотря на то, что трещина не появляется сразу даже после нескольких запусков, постепенно образуются микротрещины, которые впоследствии перерастают в серьёзные, позволяя газам прорываться в охлаждающую жидкость. Высокие температурные напряжения могут также возникнуть и на прогретом двигателе при длительной работе под нагрузкой с полной подачей топлива.
Трещины в головках блоков двигателей на дизелях без наддува почти не возникают из-за низких температурных напряжений: горит меньше топлива, а значит, температура газов в цилиндрах тоже ниже.
Главным головной болью механиков — дизели 4M40 с электронным управлением ТВД, устанавливаемые на ПАДЖЕРО.
Двигатели MITSUBISHI рассчитаны на квалифицированное и своевременное обслуживание. При покупке автомобиля MITSUBISHI желательно выбрать двигатель попроще, например 4G15, устанавливаемый на модели LANCER.
Honda
Производитель данной марки автомобилей выпускает высококачественные двигатели с небольшим количеством дефектов. При должном уходе за двигателем HONDA (своевременное обслуживание и качественное масло/бензин) от него можно ждать без проблемной эксплуатации. Однако хондовским моторам присущи особенности, которые следует учитывать.
Много двигателей этой фирмы имеют высокую степень форсировки. Из-за этого часто привозят из Японии, например, HONDA INTEGRA с красной зоной на тахометре начиная с 8000 об/мин, и двигатель нуждается в капитальном ремонте, так как выработал свой ресурс.
Из-за распространенных у Honda «наворотов», таких как VTEC, два карбюратора с электронным управлением на один двигатель и тому подобное, часто возникают большие трудности при ремонте. Коленчатый вал в двигателях Honda вращается в обратную сторону по сравнению с другими японскими двигателями!
Эти двигатели нуждаются в высоком качестве масла и топлива, что особенно важно для высокофорсированных вариантов.
Большинство названных проблем связаны с переусложнёнными и форсированными моторами HONDA. Если у вас «спокойный» мотор, например F23A или C35A, то беспокоиться особо не о чем.
Mazda
Двигатели этой фирмы достаточно стабильны по всем характеристикам, не слишком надежные, но и не самые проблемные. Mazda в общем не очень любит экспериментировать с силовыми агрегатами (если не считать роторных), поэтому отсутствие новых технологий положительно влияет на их надежность и ремонтопригодность. По этим показателям моторы Mazda немного уступают двигателям Toyota.
Subaru
Большинство моторов этой фирмы имеют оппозитную компоновку, обеспечивающую высокую прочность и жесткость блока цилиндров, но делающую двигатель сложным в ремонте. Старые двигатели серии EA82 (выпускались примерно до 1989 года) славятся надёжностью. Более новые двигатели серии EJ (EJ15, EJ18, EJ20, EJ25, EJ30), устанавливаемые на различные модели SUBARU с 1989 года и по настоящее время, менее надёжны, но в принципе неплохие.
Моторы отличаются умеренной степенью форсировки и отсутствием изменяемых фаз газораспределения, систем непосредственного впрыска топлива и так далее. Кстати, дизели на автомобили марки SUBARU, как и на HONDA, не ставят. По требовательности к качеству масла и топлива двигатели SUBARU находятся примерно на уровне TOYOTA (т.е. среднем).
Suzuki
Моторы SUZUKI в целом не вызывают нареканий. Про маленькие двигатели с объёмом 660 см3 говорить затрудняюсь, но о моторах, устанавливаемых на ESCUDO/VITARA можно сказать следующее: рядные четырёхцилиндровые G16A (объём 1,6 л.) надёжны и просты в ремонте, более новые V-образные шестицилиндровые J20A (объём 2,0 л.) и H25A (объём 2,5 л.) капризнее.
Daihatsu
Ввиду малого количества автомобилей этой модели доступной информации недостаточно. Заметных дефектов в двигателях не отмечено, поскольку конструкторы DAIHATSU не применяют различные «навороты», например, изменяемые фазы газораспределения.
Isuzu
Этот производитель автомобилей давно прекратил выпуск легковых моделей и преимущественно известен грузовиками и джипами с дизельными двигателями. Дизельные двигатели ISUZU признаны за надёжность и неприхотливость (хотя дизель 4JX1, устанавливаемый на модели BIGHORN/TROOPER, всё же менее надежен, чем ниссановский TD27). Что касается бензиновых двигателей ISUZU, то о них ничего плохого не слышал, поскольку они сравнительно просты в конструкции.
Заключение
Лучшим и надежным двигателем является тот, которому обеспечивается правильный уход.