Логика не помогает

Когда логика бессильна
Вначале западные журналисты поражали себя девственной белизной его спортивных автомобилей, демонстрирующей полное отсутствие спонсоров. Потом — целеустремлённостью российского пилота. Следующим предметом удивления логично станут его достижения.
Готовя материал о Станиславе Грязине годом ранее (см. № 5, 2001), я не думал, что скоро снова встречусь с ним, и беседу возглавит череда внешне непонятных решений, принятых им. Вероятно, сомнительным способом приобретать опыт выступлений считается «разбирание» одного Lancer за другим на раллийных трассах, получая травмы в прямом и переносном смысле. Тем не менее, вместо титула «раллист бизнес-класса» пришел официальный титул абсолютного чемпиона России.
В 1999 году Станислав впервые отправился на этап чемпионата мира не только для того, чтобы посмотреть на других. «Важно было самому понять, смогу ли я достойно бороться среди сильнейших раллистов», — говорил он. (Позже тезис «понять самому» стал девизом Грязина.) Довольно быстро Станислав понял, что сможет, и на прошлогоднем ралли Tour de Corse финишировал третьим в группе N.
Теперь всё должно было устроиться по-человечески, и в этом сезоне Грязин сосредоточится на привычной для коллег группе машин. Но… в Toyota Team Europe …приобретает Corolla WRC.
Я пытаюсь понять его мотивы: «В чемпионате семь заводских команд с колоссальными бюджетами и опытнейшими пилотами. Объективно, в рейтинге ты окажешься ниже их!..» Ответ удивляет: «Неужели ты до сих пор не понял, что я езжу не из-за титулов и мест? Если бы все упиралось лишь в победы, выбрал бы этап чемпионата Европы с коэффициентом “два” и постарался там победить. Я хочу понять, смогу ли ехать так же быстро, как заводские гонщики». Чуть позже Стас добавляет: «Правда, строя планы на этот сезон, я хотел попытаться стать чемпионом мира в группе N. Но думаю, FIA постепенно свернет эту группу, а быть лидером умирающего класса мне неинтересно».
Эмоции не определяли решения, так как был выбор: попробовать себя в классе WRC или выступать в категории «Супер 1600». Всё зависело от бюджета. «Сезон в “суперах” я бы преодолел, — размышляет Грязин. — А вот “уорлд ралли кар” требует совершенно других затрат. Но этот класс мне интересен, я должен был понять, смогу ли управлять WRC. Тогда и переговоры со спонсорами можно вести». Станиславу важно было «понять самому».
Выбор автомобиля логичен. У Toyota нет заводской раллийной программы, поэтому все технические разработки доступны клиентам. Машина Грязина была выпущена в 1998 году. Два раза на ней выступал Карлос Сайнц, после чего Corolla попала в Польшу и серьёзно разбилась. В Toyota Team Europe её практически собрали заново, установив двигатель последней спецификации. В результате был подготовлен достаточно современный, конкурентоспособный автомобиль с двумя активными дифференциалами и гидроэлектронным переключением передач. «Управлять этой машиной легче, чем Mitsubishi группы N. А уж про настройки и говорить нечего — за полдня можно провести тестовую работу, для которой в группе N и недели бы не хватило, — делится впечатлениями Стас. — Сложнее было в плане психологическом. Нужно заставить себя входить в поворот значительно быстрее, да ещё и боком — именно в таком режиме автомобиль хорошо управляется. “Вкатывание” не проходит — при необходимости уже не удастся довернуть».
В этом сезоне принято решение проехать все асфальтовые этапы чемпионата мира, поскольку этот тип покрытия больше подходит Грязину, чем грунт.
Дебют состоялся на ралли Tour de Corse и закончился неожиданным сходом. Неожиданным потому что французскому ралли предшествовали тесты в Испании, где вся тренировочная неделя прошла в сухую погоду и попробовать «дождевые» настройки не удалось. На Корсике же дождь начался уже в первый день гонки.
«Я люблю дождь, и езда по мокрому асфальту у меня получается хорошо. Но здесь я с ужасом обнаружил, что не могу понять поведение автомобиля на мокром покрытии. Полная рассогласованность действий!» — рассказывает Станислав. В конце концов попытки обуздать WRC закончились улетом с трассы. К счастью, машина не пострадала, и через неделю экипаж Станислав Грязин — Дмитрий Еремеев уже стартовал на ралли Сatalunya-Costa Brava.
В Испании всё прошло благополучно. Технических трудностей, исключая перегрев тормозов из-за того, что Стас при торможении использует левую ногу, практически не было. Хорошо адаптировались и к новой форме записи стенограммы. На финише заняли семнадцатое место в общем зачёте.
Встретить Станислава Грязина в Москве непросто. Уговорить его на беседу в плотном деловом графике еще сложнее. Не меньше загружен календарь выступлений: в мае экипаж поедет в Турцию на этап чемпионата Европы с коэффициентом «20», ребята проедут еще один европейский этап на Мадейре, но основной акцент — на Германию и Италию, этапы чемпионата мира.
В планах гонки на грунте, но это уже на Mitsubishi группы А — две спецификации WRC: асфальтная и грунтовая пока роскошь непозволительная. География же грунтовых ралли более компактна: Финляндия, Латвия и Эстония.
«Все задуманные планы реалистичны до первого серьёзного происшествия, — прагматично замечает Станислав. — Машина прочная, очень надёжная и “немного” повредить ее невозможно. А серьезный ремонт потребует больших денег. Старался договориться с страховыми компаниями, но те — видимо, учитывая высокую стоимость автомобиля — считают наступление страхового случая вполне вероятным».
Белая Toyota Corolla WRC с российскими флагами на стеклах по-прежнему удивляет западных журналистов, вызывая их размышления о русском характере.