Lexus UX – младшая модель марки, самая компактная и доступная. Это «доступный билет» в мир Lexus, как говорят маркетологи. Кроссовер конкурирует с Audi Q3, BMW X1 и Mercedes-Benz GLA, но в отличие от них может похвастаться высокотехнологичной гибридной версией. В нашем тесте – UX 250h эффектного перламутрового цвета.
Плавники фонарей, соединенные узкой светящейся полоской, привлекают внимание яркой внешностью компактного кроссовера. Затейливо изогнутые фонари появились еще на концепте в 2016 году, но серийный автомобиль не такой агрессивный. Красная полоса фонарей популярна, но UX может похвастаться многоугольными фарами с «галочками» ходовых огней и тремя диодными прожекторами, замысловатой решеткой радиатора с трехмерным рисунком и рельефными крыльями с угловатыми арками. Lexus выразительный и самобытный внешне, даст фору немецким одноклассникам.
UX — это «городской исследователь». Не ожидайте здесь понижающей передачи или блокировок дифференциалов. Кроссовер построен на компактной платформе GA-C модульной архитектуры TNGA и родственник таким моделям Toyota, как C-HR и Prius. В конструкции кузова широко использован алюминий — из него сделаны все двери, крылья и капот, большая часть силовой клетки салона и передний подрамник изготовлены из высокопрочной стали, а крышка багажника – из полимерного композита на алюминиевом каркасе. Для увеличения жёсткости кузова помимо обычной сварки использована лазерная, а также клеевые соединения. Lexus утверждает, что центр тяжести у модели UX равен всего 594 миллиметрам – это наинизший показатель в классе. В подвеске — обычные пружины, спереди – стойки Макферсона, сзади – двухрычажка. При длине в 4495 миллиметров Lexus UX на 55 мм длиннее BMW X1, на 71 мм — Mercedes-Benz GLA и на 107 мм — Audi Q3. Ширина «Лексуса» составляет 1840 миллиметров, высота – 1520 мм. Колёсная база у UX – 2640 миллиметров, что меньше, чем у BMW X1 (2670 мм) и Mercedes-Benz GLA (2699 мм), но больше, чем у Audi Q3 (2603 мм). В отличие от немецких аналогов, на UX нет дизелей, турбомоторов или «роботов»: только двухлитровый атмосферный бензиновый двигатель и вариатор. Однако есть полноприводная гибридная версия UX 250h, которая попала на тест.
Интерьер кроссовера не уступает по интересной своей внешности. Здесь такая же необычная «приборка», как и на седане ES, но архитектура салона своя: с многослойной панелью, которая надвисает над подстаканниками и мешает ставить в них высокие бутылки. Их можно поместить в большие карманы на дверях.
Недостаточно диапазона регулировки руля по вылету – хочется сильнее его придвинуть к себе для комфортной посадки «по ногам». Подушки сидений традиционно для японских автомобилей коротковаты – регулировка подушки UX отсутствует. Массивная передняя панель сильно выступает в салон и занимает ощутимую часть проёма при открытии двери – я постоянно бил о неё коленом при посадке в автомобиль.
Верхняя часть передней панели отделана слегка шершавым материалом, имитирующим фактуру традиционной японской бумаги васи. Материал выглядит эстетично и обладает отличными фрикционными свойствами – на него можно безопасно класть смартфон или другие гаджеты. Мультимедийная система знакома по другим моделям Lexus и управляется тачпадом, который, на мой взгляд, достаточно удобен. Интересная особенность UX – удобный пульт для управления аудиосистемой, расположенный у подлокотника под правой рукой. Пульт напоминает компьютерную «мышку»: несколько кнопок, отвечающих за основные функции вроде переключения источника звука и треков, а также колёсико посередине. Удачная задумка – управлять музыкой без отвлечения от дороги. Кстати, в нашей топ-версии установлена система Mark Levinson.
Дефлекторы климатической системы имеют необычную особенность — беспроводную подсветку, реализованную при помощи электромагнитной индукции. Интерьер оставляет очень приятное ощущение: он выглядит и смотрится дорого (по крайней мере, в богатой тестовой версии), здесь нет набившего оскомину чёрного глянцевого пластика, все поверхности мягкие и упругие. Но тесновато. При росте 180 сантиметров сидеть «за собой» сзади не очень уютно — колени упираются в спинку. О третьем пассажире, если он взрослый, речи быть не может. Посадка вполне легковая, обзорность хороша — зеркала крупные, окна достаточно большие, включая заднее стекло. Кроме того, есть система кругового обзора и полный набор электронных ассистентов Lexus Safety System+. Модификация UX 250h оборудована гибридной силовой установкой Lexus Hybrid Drive четвёртого поколения с двухлитровым четырёхцилиндровым бензиновым двигателем, бесступенчатым вариатором и двумя электромоторами. Подключаемый полный привод E-Four реализован при помощи электромотора на задней оси; его включают при разгоне или пробуксовке передних колёс. Кроссовер трогается с места на переднем электромоторе, после чего по необходимости подключается бензиновый двигатель – практически незаметно. При торможении двигатель внутреннего сгорания отключается, но за неделю я так и не определил чёткую закономерность его включения – даже наблюдая за «монитором энергии» на панели приборов. С виду это выглядит нелогично, но электронике управляющей силовой установкой виднее.
Официальные данные утверждают, что система анализирует стиль вождения и условия движения для выбора оптимального режима работы гибридной установки и максимального заряда батареи. Электронный блок Power Control Unit стал на 20% компактнее и на 10% легче по сравнению с предыдущими поколениями гибридных систем, заявляют японские разработчики. Никель-металлгидридная аккумуляторная батарея и система её охлаждения размещены под задним диваном, чтобы не уменьшать уже и так небольшой багажник – всего 224 литра. Погрузочная высота неожиданно велика.
Почему батарея никелевая, а не литиевая? Во-первых, она дешевле, во-вторых, по идее, не так боится низких температур. Батарея оснащена отдельной системой воздушного охлаждения: видимо, это она еле слышно жужжит где-то внизу. Двигатель внутреннего сгорания с высоким давлением сжатия (14:1) и системой комбинированного впрыска топлива D-4S производит 145 лошадиных сил. Общая мощность гибридной силовой установки равна 178 «лошадям». В новом вариаторе на 25% меньше потерь на трение по сравнению с прежней моделью, а функция ручного переключения подрулевыми лепестками имитирует девять передач. Агрегат стал компактнее и легче: у него тоньше ремень и меньше шкивы, хотя диапазон работы вариатора велик – 7,5. Тяга на заднем электромоторе увеличилась на треть по сравнению с существующими гибридами Lexus. При торможении или отпускании педали газа срабатывает система рекуперации, преобразующая кинетическую энергию в электричество для зарядки высоковольтной батареи.
Четвёрка с цифрами «145» в графе «мощность» не обещает откровений. Хотя здесь нет турбонаддува, мотор не устарел: его КПД составляет рекордные 41%. При нажатии синей кнопки Power раздаётся лишь приглушённое гудение электромотора. Приборы и центральный дисплей оживают, но с места трогаешься исключительно на электротяге — это хорошо: ни соседи, ни ты сам не дышишь выхлопными газами.
Бензиновый мотор тихий и ровный, он не крутится до истошного визга, как турбомоторы, но отлично тянет — куда лучше, чем можно ожидать. UX 250h – шустрый автомобиль! Паспортные 8,5 секунды до 100 км/ч не впечатляют, однако по ощущениям кроссовер едет быстрее: он лёгок на подъём и отзывчив. Приятный по диаметру руль довольно лёгкий, но внятное реактивное усилие всё-таки присутствует. Lexus UX рулится живо, и в поворотах уверенно стоит на дуге. Вписывать его в виражи легко, он ощущается компактным автомобилем – даже, пожалуй, более компактным, чем является на самом деле. Подвеска очень хороша: комфортная, но упругая, она покорно глотает неровности и не заставляет кузов вибрировать на шершавом асфальте. Стыки автомобиль проходит мягко и не пинается на острых ямах. Стихия «городского исследователя» — бордюры, сугробы и прочие урбанизмы. С ними полный привод справится легко, остальному помешает длинный передний свес. В целом UX 250h едет собранно и уверенно, оправдывая свой премиальный статус.
Вариатор может вызывать некоторое беспокойство сначала, но к этому привыкаешь. Точно так же как и к тормозам – резкое отпускание педали тормоза из-за рекуперации вызывает рывок автомобиля носом вперед. «Лексус» заявляет паспортный расход 95-го бензина в 4,7 литра на 100 километров в смешанном режиме, в реальности же по московским пробкам получается скорее 7-8 литров, что всё равно является отличным результатом. Топливный бак, правда, очень мал – всего 43 литра. Цены на полноприводную гибридную версию Lexus UX 250h начинаются с 2,8 миллионов по прайсу, что в нынешней ситуации не кажется слишком завышенным. Немецкие конкуренты чуть дешевле, но традиционно хуже укомплектованы. Выбор между ними – дело вкуса, но UX ярче и эффектнее, а его гибридная система заботится об окружающей среде. Разве это не аргумент? Автор: Александр Пономарёв