Легендарный ВАЗ-2101 глазами времени

19 апреля 2020 года легендарная «Копейка», ВАЗ-2101, отмечает пятидесятилетний юбилей. В честь этого события вспоминаем историю модели и делимся уникальными фотографиями из архива Волжского автозавода.

Изображение: img.freepik.com

Конструкция автомобиля

ВАЗ-2101 построили на базе FIAT-124, ставшего «Автомобилем года» в 1966 году. В этом же году Министерство внешней торговли СССР и FIAT подписали соглашение о создании проекта автомобильного завода и его строительстве в СССР.

Изображение: img.freepik.com

Итальянский оригинал претерпел более 800 изменений. ВАЗ-2101 отличался от FIAT-124 новым двигателем с верхним расположением распределительного вала и увеличенным расстоянием между цилиндрами, что в будущем давало возможность неоднократно повышать литраж мотора. В сцеплении был увеличен наружный диаметр фрикционных накладок, а в коробке передач применялись более надежные синхронизаторы.

Изображение: img.freepik.com

Переднюю подвеску модернизировали: изменили ее кинематику, усилили детали, такие как пружины и шаровые опоры. Трехрычажная задняя подвеска заменена более совершенной пятиштанговой конструкцией. После испытаний итальянской модели на полигоне и дорогах Советского Союза кузов был усилен, а дорожный просвет увеличен.

Изображение: img.freepik.com

Производство

Сборка первых ВАЗ 2101 началась ночью с 18 на 19 апреля 1970 года. Первые «Жигули» собирали к особенной дате, которую вся страна отмечала 22 апреля 1970 года – столетию В.И. Ленина.

Изображение: img.freepik.com

В апреле произвели шесть автомобилей, а в августе Волжский автозавод начал продавать ВАЗ-2101 через магазины. Серийный выпуск «Жигулей» установился быстро. Уже в 1970 году собрали более двадцати трёх тысяч машин.

Изображение: img.freepik.com

На «единичку» ставили разные моторы, объемом 1,2 и 1,3 литра. Самым мощным — 120 лошадиных сил — был роторно-поршневой двигатель. Для советских спецслужб выпустили экспериментальную партию таких автомобилей.

Изображение: img.freepik.com

С 1970 по 1988 год выпустили 4,8 миллиона LADA первой модели, включая модификации, то есть 4 846 900 автомобилей. Это была самая массовая модель за историю АВТОВАЗа, и даже за историю российского автопрома.

Изображение: img.freepik.com

Бренд

Первые «Жигули» были отмечены логотипом, знакомым многим: серебряной ладьей. Эмблема представляет собой стилизованную букву «В» (ВАЗ), а также ладья символизирует движение.

Изображение: img.freepik.com

Новое российское авто получили имя «Жигули» в результате голосования, данному в честь горной системы, находящейся неподалеку от города Тольятти.

Изображение: img.freepik.com

Народ именовал монету как «единичку», «ноль первая», «Жигулёнок». Назвать её «копеечкой» стали только к девяностым годам.

Изображение: img.freepik.com

Название «Жигули» было неуместно для продажи за границу из-за звучания на некоторых языках, поэтому при экспорте применялось обозначение LADA.

Изображение: img.freepik.com

Экспорт

В 1971 году первая партия автомобилей отправилась на экспорт в Югославию, Бельгию, Голландию и Финляндию. За рубежом LADA ценили за прочность и доступную цену. В 1971 году было экспортировано более 57 тысяч автомобилей LADA – это более трети всего годового экспорта легковых автомобилей СССР.

Изображение: img.freepik.com

В 1972 году машины марки LADA составляли половину всех экспортируемых в СССР легких авто.

Изображение: img.freepik.com

В 2017 году чешские энтузиасты Филип Фогел и Петр Явурек совершили кругосветное путешествие на автомобиле LADA 2101. За десять месяцев они преодолели 50 тысяч километров. Автомобиль, выпущенный в 1975 году, сейчас хранится в музее АВТОВАЗа.

Изображение: img.freepik.com

Сервис

В нашей стране до «Жигулей» не существовала развитая сеть фирменных автомастерских. Только Волжский автомобильный завод первым в СССР применил принцип «производство-продажа-сервис».

Изображение: img.freepik.com

В 1969 году выпустили приказ об организации отдела технического обслуживания автомобилей. Изначально предполагалось построить большие автоцентры на 55 рабочих мест, но затем разработали проекты станций на 15, 10 и 6 постов. Такой подход приблизил сервис к клиентам и способствовал росту числа СТО.

Изображение: img.freepik.com

В 1975 году работало тридцать спецавтоцентров, сто тридцать стационарных и сто передвижных СТО. За этот же период через спеццентры реализовывалось около ста пятидесяти тысяч автомобилей в год – примерно половина от общего объема продаж.

Изображение: img.freepik.com

Цифры и факты о ВАЗ-2101:

1967 – Началось
строительство Волжского автозавода.

Изображение: img.freepik.com

1968 – Стартовали испытания
прототипов автомобиля.

Изображение: img.freepik.com

1969 – Начался монтаж
главного конвейера ВАЗа.

Изображение: img.freepik.com

1970 – Выпущен первый ВАЗ-2101.

Изображение: img.freepik.com

1970 – Собран 10-тысячный ВАЗ-2101.

Изображение: img.freepik.com

1971 – Мощность завода увеличена до 220 тыс. автомобилей в год.

Изображение: img.freepik.com

1974 – Собран миллионный ВАЗ-2101.

Изображение: img.freepik.com

1975 – С конвейера
автозавода сошел 2-миллионный автомобиль (ВАЗ-21011).

Изображение: img.freepik.com

1979 – Выпущен
5-миллионный автомобиль, им стал ВАЗ-2101.

Изображение: img.freepik.com

1984 – Собран последний
ВАЗ-2101.

Изображение: img.freepik.com

1988 – Собран последний
ВАЗ-21011.

Изображение: img.freepik.com

Всего
за период 1970-1988 Выпущено 4 846 900 ВАЗ-2101 и его модификаций. В настоящее время в России зарегистрировано около 400 000 этих автомобилей.