Легендарный автомобиль «Нива»: краткий экскурс в историю его создания
Как создавалась легенда: история «Нивы»
В 1970 году Алексей Косыгин, председатель Совета министров СССР, поручил коллективам ВАЗа, АЗЛК и «Ижмаша» разработать комфортный внедорожник в рамках программы «стирания грани между городом и деревней».

В процессе работы над конструкцией и дизайном ВАЗ-2121 происходили изменения.
Первый экспериментальный ВАЗ-Э2121 появился в 1971 году. Его внешний вид отличался от привычного нам за сорок лет. Это был шасси с простым оперением, на котором реализовывалась концепция нового автомобиля — внедорожника без рамы, что считалось дерзким решением для того времени. Изначально предполагалось оснастить машину мощным дизельным двигателем, бортовыми редукторами, задней торсионной подвеской и даже системой регулирования давления в шинах. Впоследствии решили создать более простой вариант с большой степенью унификации с выпускаемыми АвтоВАЗом моделями, что было экономически целесообразно. Этот прототип позволил конструкторскому бюро под руководством Петра Прусова сократить сроки создания автомобиля. Ответы на вопросы о мощности двигателя объемом 1,6 литра, надежности коробки передач, необходимости блокировки межосевого дифференциала и понижающих передач были получены именно благодаря ВАЗ-Э2121. Интересно, что испытания проводились в строжайшей секретности, а на вопросы заводчане отвечали о тестировании нового румынского внедорожника.

Модель ВАЗ-2121, схожая по облику с серийными автомобилями, появилась в 1972 году. Художник Валерий Семушкин работал над дизайном новой машины. Автомобиль должен был быть комфортным как для жителей города, так и села. В нем должны были себя чувствовать одинаково хорошо колхозник, везущий продукцию на рынок, и рабочий, выезжающий за грибами в лес. По техническому заданию автомобиль имел относительно небольшой багажник, запасное колесо ради экономии места разместили в моторном отсеке. Тогда размещать его на кронштейне за задней дверью считалось некрасивым. В 1973 году ВАЗ-2Э2121, уже похожий на известную «Ниву», отправился на испытания по Средней Азии. После них у него появились очиститель фар и задний дворник. На панели приборов появился ахометр для контроля оборотов на понижающем ряде трансмиссии. В 1974 году автомобиль прошел государственные испытания и получил имя «Нива», запатентованное в том же году. Интересно, что на тот момент ГОСТа на испытания такого типа автомобилей не существовало. Стандартная схема для «Нивы» была слишком суровой. Решили объединить программы с учетом универсальности машины. По итогам испытаний автомобиль рекомендовали к серийному производству и поставке на экспорт. До выпуска на конвейер машину доработали: задние фонари заменили на «шестерочные», от «шестерки» взяли надфарники, хромированный бампер сменился алюминиевым, появилось второе наружное зеркало заднего вида. Первая партия из 50 машин отправилась в регионы для тестирования. Представители завода следили за новинкой и выясняли недостатки. К апрелю 1977 года все «болячки» устранили, и «Нива» начала выпускаться на конвейере.


«Нива» продавалась не только в России, но и на зарубежных рынках. За сорок лет более пятисот тысяч внедорожников отправили за границу. Неприхотливый, но при этом достаточно комфортабельный автомобиль приглянулся покупателям более чем в 100 странах мира. Импортеры активно переоборудовали «Ниву», делая из неё пикапы, кабриолеты, стилизуя по моде. Сборка модели была налажена в Бразилии, Греции, Канаде, Панаме, Чили, Эквадоре. «Нива» экспортировалась даже в Японию, став единственным советским автомобилем, официально продававшимся в этой стране. Японцы, отдавая дань уважения генеральному конструктору «Нивы», подарили Петру Прусову в 1986 году рекламный проспект своей будущей Suzuki Vitara с надписью «Крестному отцу этого автомобиля».


В 1978 году ВАЗ-2121 получил золотую медаль и признание лучшим автомобилем своего класса на международной выставке в Брно. «Нива» установила немало рекордов. Так, в 1998 году машина своим ходом поднялась на Эверест, на высоту 5200 метров. В том же году, будучи сброшенной с парашютом, она оказалась в Арктике и своим ходом добралась до Северного полюса. А уже в следующем году «Нива» забралась в Гималаи на высоту 7260 метров. Машина побывала также на Фудзияме. О надежности «Нивы» свидетельствует то, что серийный автомобиль отработал без серьезных поломок целых 15 лет в Антарктиде на станции «Беллинсгаузен». И это при полном отсутствии дорог. У «Нивы» также множество спортивных достижений: многократное участие в ралли «Париж–Дакар», ралли «Атлас», «Камерунское ралли» и прочие заслуги.
В 2001 году для ВАЗ-2121, известного как «Нива», наступила историческая точка завершения. СП «Джи Эм — АвтоВАЗ» получило исключительное право на товарный знак «Нива». Сама история автомобиля продолжилась и продолжается под именем LADA 4X4.


В 1998 году «Нива» побывала и в Антарктиде (1990 год), и на Северном полюсе, неоднократно преодолевала горные вершины и добивалась побед в ралли-марафонах.


В 1999 году «Нива» достигла высоты 5726 метров в тибетских горах. Ни одна другая колесная машина ранее не смогла подняться на такую высоту самостоятельно.





Импортеры активно рекламировали ВАЗ-2121 в своих изданиях и совершали адаптации автомобиля для разных рынков.
40 лет LADA 4×4 стоит на конвейере Волжского автогиганта. Многие считают, что за это время она совсем не изменилась. Надеемся разубедить вас в этом. Причём здесь мы приведём лишь самые заметные изменения. Если же говорить о мелкой модернизации, то её за это время было так много, что хватило бы не на одну статью.
5 АПРЕЛЯ 1977
Начало производства серийных автомобилей ВАЗ-2121 «Нива».




1980
Производство модели ВАЗ-21212 с правым рулем для экспорта началось ограниченными партиями, прежде всего для английского рынка. Машины поставлялись также в Австралию, Новую Зеландию, Мозамбик, Японию и на Ямайку.

1985
Государственные испытания плавающей модификации «Нивы» — ВАЗ-2122 (проект «Река») завершены. Госкомиссия рекомендовала автомобиль к производству. Автомобиль позиционировался как армейский внедорожник для командира роты, но в открытом документообороте завода проходил как «автомобиль для рыболовов и охотников».

1990
Производство модификации с двигателем 21214 с центральным впрыском топлива началось. Большинство изменений конструкции связаны с переходом на систему впрыска, внедрением элементов для выполнения экологических норм Евро-2 и использованием гидрокомпенсаторов. Установка на автомобиль ГУРа потребовала дополнительных доработок элементов двигателя.

1993
Производство ВАЗ-21213 с 1,7 л двигателем, пятиступенчатой коробкой передач, обновленным интерьером и модернизированным кузовом началось. Третья дверь стала больше, что снизило высоту погрузочной платформы. Автомобиль получил новую светотехнику.



1995
В производство пошло модификация ВАЗ-21215 с двигателем Peugeot XUD9. Из-за мелкосерийного выпуска для экспорта в комплектацию входили бамперы, спойлеры, накладки, легкосплавные диски и тому подобное.

1995
В опытном-промышленном производстве АвтоВАЗа стартовало производство автомобилей ВАЗ-2131 с увеличенной колёсной базой и пятидверным кузовом.

1996
Фирма ПСА «БРОНТО» начала выпускать удлиненную на 300 мм версию автомобиля ВАЗ212180 «Фора», оснащенного тремя дверями.

1997
В опытном-промышленном производстве АвтоВАЗа начался выпуск пикапов ВАЗ-2329, созданных на базе ВАЗ-2131. Грузоподъёмность автомобиля – четыре человека и триста пятьдесят килограммов груза.

2011
Производство модели ВАЗ-21214 с системой ABS и BAS было запущено. Автомобиль имеет некоторые общие черты с Нивой-Chevrolet. В частности, на него установили новое сцепление от компании Valeo. Благодаря этому ресурс узла увеличился вдвое, а автомобиль стал меньше подвержен вибрации из-за усиленной демпферной пружины и увеличенного диска.

2013
Автомобили Lada 4×4 оснащаются дневными ходовыми огнями, интегрированными в надфарники, согласно действующему законодательству. Внедрены катафорезный грунт и окраска металликами с гарантией на сквозную коррозию кузова сроком до 6 лет.

2014
В промежуточном вале карданная крестовина заменена ШРУСом, что уменьшило вибрации от трансмиссии и улучшило комфорт машины. Ввели новый вакуумный усилитель тормозов большей размерности — с 8 до 9 дюймов, применили новый главный тормозной цилиндр диаметром 22,22 мм вместо 20,64 мм. Модернизация повысила надежность и долговечность тормозной системы, увеличив пробег до замены колодок. Увеличена размерность амортизаторов, оптимизирована длина и характеристики демпфирования, что позволило увеличить динамическую энергоемкость подвески, ход подвески с 150 до 170 мм, существенно снизить эффект галопирования и увеличить ресурс амортизаторов.

2014
Производство ВАЗ-21214 «Урбан» с измененной внешностью (бампера, решетка радиатора), электропакетом, системой кондиционирования воздуха и электроподогревом сидений запущено. Длина щеток стеклоочистителя увеличена с 330 до 410 мм (увеличилась зона очистки лобового стекла). Применены двухструйные жиклеры омывателя лобового стекла (эффективность омывателя повышена).

2016
Введены нормы токсичности Евро-5+, модернизирован ступичный узел с нерегулируемыми подшипниками. В базовой комплектации автомобили оснащены электростеклоподъемниками и ABS. Изменена конструкция переднего моста: отделили его от двигателя и установили на передней подвеске. Это позволило снизить вибрации, что позволяет при необходимости установить другой (новый) силовой агрегат.

LADA 4×4: 40 лет достижений