Легендарные внедорожники: Jeep и Scout

Мифы пересечённой местности: Джип против Скаут.

От тракторов к внедорожникам

Автомобили повышенной проходимости, скорее всего, следует называть «вседорожниками», а не «джипами». Такую позицию занимает Chrysler Group LLC, производитель Jeep, которая выступает против путаницы в терминах и бесплатного использования своего бренда.

Борьба за терминологию — не главная проблема. Создателю джипов пришлось больше понервничать из-за компании International Harvester (IH), которая решила расширить бизнес производителя тракторов, грузовиков и автобусов за счёт выпуска внедорожников. Противостояние уникально тем, что обе компании выпускали только внедорожники, пренебрегая другими типами машин. В 1961 году IH представила Scout, назвав его альтернативой Jeep, и фактически вытащила счастливый билет – на 60-е пришёлся пик популярности внедорожников, а добротный и лаконичный автомобиль идеально отвечал требованиям клиентов. Это была техника для фермеров — но не только для работы, а ещё и для отдыха.

Изображение: img.freepik.com

Главный соперник Scout не желал уступать рынок без борьбы – к 1961 году Jeep обладал обширным опытом и исключительными разработками. В 1940 году прототип джипа Bantam BRC создали на фирме American Bantam для армии.

Изображение: img.freepik.com

Willys-Overland и Ford Motor Co занялись доработкой автомобиля. По одной из версий, слово «джип» стало популярным после статьи журналистки Катарины Хилльер в Washington Post, которая сделала армейское прозвище Ford GPW и Jeep Willys MB общеизвестным.

Изображение: img.freepik.com

В годы Второй мировой войны модели получили наименование «виллисы» в СССР, получившем по ленд-лизу более 52 тысяч таких автомобилей. После войны Willys-Overland модернизировала машины в серию гражданских внедорожников CJ (Civilian Jeep), назвав первый CJ1A. К 1950 году компания закрепила за собой марку Jeep и создала первый в истории автопроизводства гражданский микроавтобус – предка модели Grand Cherokee. В 1953 году Willys-Overland объединилась с фирмой Kaiser Motors, получив название Willys Motors Incorporated.

Изображение: img.freepik.com

Битва за клиента

К началу шестидесятых годов компания Jeep имела многолетний опыт производства внедорожников, а Scout предлагал новизну и доверие клиентов, привыкших к качеству комбайнов и тракторов. В 1961 году флагманом серии CJ был многоместный Station Wagon. Дела шли хорошо, но конкуренты из International Harvester давили, и Willys Motors Inc. приняла срочные меры. В 1962 году фирма представила Jeep Wagoneer – первый на рынке грузопассажирский автомобиль с трёхступенчатой АКП и двигателем с верхним распределительным валом собственного производства. Машина выпускалась в двух вариантах: полноприводная и заднеприводная. Через год после выпуска первой модели Willys Motors Inc. переименовалась в Kaiser Jeep, а у Wagoneer появился двигатель V8 на 250 л.с., самым мощным в классе внедорожников на то время.

Изображение: img.freepik.com

Успех первых Scout 80 сподвиг International Harvester на выпуск автодомов- кемперов для владельцев внедорожников. После выпуска ста тысяч Scout компания выпустила ограниченную серию красно-белых Red Carpet Series Scout в три тысячи экземпляров.

Изображение: img.freepik.com

В 1965 году появился на рынке Scout 800, который три года успешно продавался. Новую модель с модернизированной приборной панелью укомплектовали комфортными вогнутыми сиденьями, системой отопления и четырехцилиндровым двигателем Comanche 152 мощностью 93 л.с. В том же году дилеры Jeep представили новый Super Wagoneer, который впоследствии получил автоматическую трансмиссию. Через год IH предложил клиентам Scout 800 Sportop в двух версиях: со стеклопластиковым и мягким верхом.

Изображение: img.freepik.com

Двигатели International Harvester уступали моторам Willys Motors Inc. по мощности, но внедорожники этой марки, доступные по цене, надёжные и удачные с точки зрения дизайна, пользовались большой популярностью как в Америке, так и за её пределами. Пиком стал выпуск Scout 800А – модели 1968 года с повышенным комфортом по сравнению с Scout 800, обновлённой трансмиссией и разными вариантами двигателей – V8 266 и V8 304.

Изображение: img.freepik.com

Пикап Light Line, кабриолет Sportop, Aristocrat с салоном из винила и багажником на крыше – пока International Harvester предлагала такое разнообразие, инженеры Jeep вынуждены были взять небольшой перерыв в разработках. Причина заключалась в том, что через год после выпуска Scout 800А производители джипов пережили очередной «кульбит»: компания Willys Motors Inc. передала заводы внедорожников American Motors Co.

Взлёт и падение International Harvester

К началу 1970-х годов компания International Harvester переживала свой расцвет: на предприятиях, где работало более ста тысяч человек, производилась пикапы, грузовики, лесозаготовительная и сельскохозяйственная техника. Последней моделью серии 800 стал внедорожник 800B, которого в 1971 году сменил Scout II.

Изображение: img.freepik.com

Продажи шли хорошо до конца 70-х годов. В разгар кризиса на заводе возник скандал из-за премии почти в два миллиона долларов для президента IH. Рабочие объявили забастовку, которая продлилась полгода и стала роковой для компании. Последние модели, Traveler и Terra, попали в аукционные каталоги. Остаточные активы International Harvester были проданы в 1984 году. В 1986 компания реорганизовалась как Navistar International и работает под таким названием до сих пор.

Изображение: img.freepik.com

В то время как International Harvester терпела убытки на сумму 600 миллионов долларов, производители Jeep оставались на плаву: гражданский полноприводный джип CJ5 выпускался с 1954 по 1983 год, а в серии J (Wagoneer и Super Wagoneer) появился двигатель на 8 цилиндров, который в 1973 году дополнила трансмиссия Quadro Track. После объединения Kaiser Jeep с AMC первым значительным прорывом стал новичок J-серии Jeep Cherokee – самый популярный из всех джипов. Несмотря на яростную конкуренцию длиной почти в 20 лет, вклад Scout и Jeep в автомобилестроение и культуру разных стран сложно переоценить: достаточно вспомнить жёлтые школьные автобусы International Harvester, свидетельство благополучной жизни в 90-е в виде Grand Cherokee, зарождение класса SUV и волну советских внедорожников, вдохновлённых военными «виллисами».

Производство «Скаутов» прекращено давно, и коллекционеры ценят такие автомобили в хорошем состоянии высоко. Тем не менее, по территории Америки можно найти немало экземпляров, требующих восстановления, которые предлагаются за доступные деньги. Цена International Harvester Scout в таком состоянии, как на фото, варьируется от 4600 до 4800 долларов.

Изображение: img.freepik.com

В большинстве случаев такой автомобиль нуждается в полной реставрации. Иногда проще полностью переделать его, сделав уникальный экземпляр на базе классической модели. Так поступил Аарон Кауфман, кастомайзер из Gas Monkey, взявшийся за переделку Scout Comanche 1971 года в гоночный внедорожник Arclight Ultra 4500.

Изображение: img.freepik.com

Строительство данного внедорожника послужило основой для новой программы «Крутой вираж Аарона Кауфмана», транслируемой по канала Discovery каждое воскресенье в 22:00.