Легендарные автомобили СССР, знакомые с детства
Автомобили СССР, помнящиеся с детства.

Красотой и ценностью коллекции Rolls-Royce и Ferrari трудно описать словами, тем более что теперь все это можно увидеть и в российских музеях. В наших технических собраниях чаще всего представлены бронированные военные машины — заслуга отечественного ВПК, который на случай военных действий создал такое множество техники, что хватит не на одну сотню музеев.
Обсудим собирательство больших моделей машин. Наши. отечественных. Легковых и грузовых. Автобусов Коммерческая техника и специализированные магазины, интернет-магазины, включая иностранные, а также доски объявлений в некоторой степени снизили энтузиазм коллекционеров, который раньше неизменно связывался с поиском редких экземпляров. Сейчас если есть деньги – будет и коллекция. Но это утверждение справедливо для любого вида коллекционирования, а настоящие собиратели не так поступают.
Кратко о прошлом отечественных автомобильных миниатюр. В СССР три предприятия стабильно выпускали копии «Москвичей», «Волжанок» и КАМАЗов в масштабе 1/43: саратовский «Тантал», расположенный рядом с ним «Радон» из г. Маркс и казанский «Элекон». Модели отличались качеством и верностью пропорциям оригинала. В современных коллекциях таких моделей много, правда встречаются подделки.
При достаточной сноровке, хорошей учебе, примерном поведении, участии в собирательстве отца или старшего брата – необходимо подчеркнуть это – был шанс получить внеплановый Москвич-412 или «Волгу» ГАЗ-24. Стоимость копий колебалась от полутора советских рублей за пластиковую версию до 8–9 рублей за правительственный ЗиЛ или «Волгу» ГАЗ-24. У последней была проработанная подвеска, открывались все двери, крышка багажника и капота.
Апофеозом отечественных автомобильных копий стала модель ВАЗ-2121: открывались все двери и поворачивались передние колеса! Были даже варианты с прицепом «Скиф».

Костромской электро-механический завод производил копию самосвала МАЗ-503А. Отличительной чертой являлся синий металлик кабины. Такой окрас не использовался даже для машин, предназначенных для зарубежных выставок, продававшихся компанией «Автоэкспорт».
Коллекционеры считали, что копия считается таковой только при окраске в правдоподобный, советский цвет.
О моделях с сомнительной правдоподобностью, ведь других вариантов просто не было. Время от времени прилавки советских магазинов освещал продукция ленинградского предприятия «Двигатель». Завод, поставлявший изделия военно-морскому флоту, для советских детей изготавливал копии грузовика ГАЗ-АА и микроавтобуса РАФ-977. Если честно, модели больше напоминали игрушки для песочницы из-за своей чрезмерно прочной конструкции, но выбора не было. Впрочем, это еще не самое страшное.


Среди моделей были и непривлекательные экземпляры, например, модель ушастого запорожца ЗАЗ-968 от завода «Прогресс». Это была поверхностная копия с чудовищными расцветками кузова и шин, иногда даже желтыми или красными покрышками. Модель имела две открывающиеся двери, а надпись на коробке «модель-копия» сразу же останавливала поток зависти со стороны сверстников. Кстати, цена хорошо сохранившейся модели с оригинальной упаковкой может удивить — настоящие ретро-модели популярны сейчас.

Из советского наследия стоит вспомнить продукцию киевской фабрики игрушек, прославившейся копией Волги М-24 в масштабе 1/43. Она уступала по качеству изготовления и проработанным мелочам саратовской версии, но и сегодня способна украсить любую коллекцию. Украина во времена СССР была почти монополистом по части выпуска моделей-копий. Тем, кому от 45 лет и старше, запросто вспомнят пластмассовые, пусть немного корявые, но копии иностранных Autobianchi Primula или Renault R16, существовавшие в личных игрушечных гаражах своего детства. Кстати, ту же «Волгу» в масштабе близком к каноническому 1/43, выпускало объединение «Черноморская игрушка» из Одессы.

Перестройка, демократия и последующий распад СССР отразились на автоколлекционировании. С середины 80-х в магазинах под названием «Галантерея» появляются металлические копии самосвалов ЗиЛ. Это разрушило скудный модельный ряд грузовиков от «Элекона», состоявший из ЗиЛ-131 и нескольких версий КАМАЗа. Коллекции стали пополняться копиями известных самосвалов ЗиЛ-555 и ЗиЛ-130В со полуприцепом ОдАЗ, выпускаемыми заводом «Электроприбор» из г. Каменец-Подольский.
Ленинградское объединение «ЛОМО» активно производило копии ЗиС-5, включая различные модификации грузовика с дополнительными надстройками. Завод «Электромаш» из Украины выпускал в конце существования СССР качественные УАЗ-459 и ГАЗ-69.
В конце восьмидесятых Горьковский автозавод выпускал копии ГАЗ-24 и ГАЗ-14. «Чайка» получилась массивной, лишенной мелких декоративных элементов, характерных для советских моделей современных производителей.

Распад империи выдвинул на первый план талантливых кустарей-одиночек. На оборудовании, оставшемся от крупных игрушечных объединений, стали выпускать штучными тиражами невиданные доселе модели ЗиСов, ЗиЛов и прочих 21-х волг и побед в кузове кабриолет, модификации «Звезда» и прототипы Победа-НАМИ, выполненные из смолы. (Копии в металле появятся лет через 5-7.) Но к тому времени у подавляющего большинства коллекционеров денег на такое художество не было. Что касается проверенных заводов, то тут собирателей постигла другая беда — цинковая чума. Модели от саратовских и некоторых других предприятий стали самопроизвольно вздуваться, а затем рассыпаться на очень мелкие части, словно на них оттачивали свои волшебные способности.
Примерно к середине 2005 года коллекционеры стали отмечать появление в продаже достаточно качественных копий советских автомобилей. Самые прозорливые кустари от кооперативного модельного творчества проторили дорогу в Китай. Ехали туда с чертежами и цветными фотографиями тех моделей, какие хотели получить. Общие нестыковки, трудности перевода, а иногда и другие непредвиденные ситуации сказались на точности пропорций, цветовой гамме и прочих нюансах, но дали свои плоды — наш коллекционер получил возможность выбора! Серийные, мелко-серийные, а то и вовсе прототипы советских малолитражек, грузовиков, автобусов и спецтранспорта буквально хлынули на наш рынок. Впрочем, это справедливо и для зарубежных коллекционеров советской техники.
В странах Юго-Восточной Азии сосредоточена основная масса модельных фабрик, поэтому стали появляться копии известных марок. Представлялось, что в первую смену выпускали копию под известным брендом, а во вторую на том же заводе делали несколько упрощенный вариант под неизвестной маркой типа «Сделано в чайна-таун-роуд-муви-хеппи энд, бульвар Оззи Осборна, пом. 11342». Так автор в прошлом году увидел в немецком сетевом универмаге «Мюллер» копию ГАЗ-21 в масштабе 1/24 в ливрее полиции ГДР, сделанную неизвестной фирмой из Вьетнама.
В 2009 году интерес к сбору копий автомобилей СССР распространился даже среди тех, кто ранее не проявлял к «моделькам» никакого интереса. Итальянское издательство De Agostini выпустило на рынок журнальную серию «Автолегенды СССР», которая стала толчком для массового собирательства в виде родственных веток — копий легендарных тракторов, грузовиков, автобусов, танков и бронемашин. Доступные серии позволяли собирать то, что предлагала фирма, а также доделывать/переделывать копии, придавая им правильный, аутентичный вид.
Серия «Автолегенды стран СЭВ» преимущественно состоит из советских моделей или их копий. «Автолегенды Польши» представили нам грузовик Люблин-51 (ГАЗ-51) и Варшаву-203 (седан ГАЗ М20). Автолегенды Румынии внесли в коллекцию копию ARO M-461 (внешне похожую на ГАЗ-69) и другие. В отношении стоимости — первые модели стоили по нынешним временам совсем немного — от 100 до 500 рублей, а массовыми стали благодаря распространению через сеть киосков периодической печати.
В семидесятые прошлого века люди старшего поколения заводили дружбу с продавцами киосков ради доступа к дефицитному еженедельнику «Футбол-Хоккей». В начале нынешнего столетия дети стремились расположить к себе продавца, чтобы тот отложил номер с изображением ВАЗ-2106 — модели автомобиля, которая ассоциировалась у новоявленного собирателя с детством, а для его родителей – всей жизнью.
Рынок товаров для моделирования постепенно развивался. Появились более точные копии шин, дисков, надстроек, наклеек, декалей, фар, фонарей, антенн, поводков стеклоочистителей и прочего. На форумах коллекционеров появился раздел «Доработка моделей». Иногда небольшие вложения и дополнительные детали настолько преображали модель, что уже нельзя было назвать её обыкновенной «журналкой». Термин закрепился так сильно, что современный рынок моделей можно разделить на доступные «журналки» и дорогие копии от мастеров модельного искусства, которые стоят 15 тысяч рублей или даже больше.
Чтобы узнать, за что платится такая сумма, сравните журнальный вариант ГАЗ-51 от De Agostini и его аналог от DiP Models. Стоимость: 700 рублей против 8 тысяч. (Цены указаны средние.) Пластиковый чехол с картонным дном против коробки из жесткого плексигласа с небольшим буклетом о машине и преимуществах модели-копии. В первом случае это будет достаточно похожая копия бортового грузовика скромного зеленого цвета. Во втором — почти произведение искусства, которое хочется рассматривать часами. Этот же производитель выпускает качественные копии легковых автомобилей, автоприцепов и т.д.

Компания SSM предлагает советские и российские автомобили: газели, мазы и другие грузовики, а также троллейбусы и автобусы. Цены варьируются от 2 до больших сумм. Для фанатов копии ЛиАЗов, ПАЗов или КаВЗ — это идеальное место.
Любителям автобусной тематики посоветую творчество Classicbus или Vektor-models. К ранее упомянутым автобусным лейблам добавлены копии венгерских «Икарусов» и львовских ЛАЗов. Стоимость зависит от модели и материала исполнения: металл или пластик.
Тем, кто ценит качество, но не готов переплачивать, советую компанию АВД (Автомобиль в деталях). Имея навыки работы с красками и клеем, приобретенные возможно в авиамодельном кружке детства, Вы сможете собрать копию своими руками. В ассортименте компании модели классических советских грузовиков, а также редкие версии автокранов, самосвалов, поливомоечных машин и другой коммунальной техники. Стоимость колеблется от тысячи рублей за простой бортовой МАЗ-205 или ЗиЛ-130 до комплектных версий по Вашему выбору.
В категорию «1 тысяча» входят копии советских грузовиков от фирмы «Наш Автопром». КраЗ, МАЗ, ГАЗ, включая довоенные модели, а также большое количество легковушек. Качество хорошее, модели легко поддаются доработке и конверсии, поскольку есть компании, которые выпускают оси и мосты с поворотными колесами и аутентичным рисунком протектора шин. К тому же, вновь появились талантливые мастера-одиночки. Используя массовую продукцию, доводят ее до совершенства, включая персональное пожелание придать узнаваемые черты семейной ВАЗ-2102 обыкновенной «журналке». Или наоборот, копии придают бывалый, грязный вид.
Существуют фирмы, специализирующиеся на не серийной продукции. Их прерогатива — забытые или очень редкие экземпляры автомобилей. Цена здесь соответствующая, но вы получаете раритет. Так мастерская «Уральский Сокол» предлагает трехосный вариант ГАЗ-25 (трехосная «эмка») или ГАЗ-66 в десантном варианте. Обе стоят в районе 10 тысяч и более.
В тексте речь идет преимущественно о масштабе 1/43. Для длительного собирательства подойдёт масштаб 1/87, где популярна компания Herpa, производящая модели из пластика, в том числе и отечественные. Компания Rusam предлагает ещё больший выбор моделей отечественных автомобилей «Урал» и КаМАЗ.
При наличии свободного места обратите внимание на масштаб 1/24. Ранее из всего советского можно было найти лишь модели ГАЗ-21, ГАЗ-20 и ГАЗ-12 ЗИМ от китайской Yat Ming (кстати, достаточно редкие сейчас). Сегодня вторую жизнь этому масштабу подарила компания «Ашет Коллекция». Издательство выпускает в столь представительном масштабе копии советских легковых автомобилей и микроавтобусов. Первые модели стоили меньше тысячи рублей, сейчас просят от 1600 рублей и выше за экземпляр. С развитием серии «Легендарные советские автомобили» рынок отреагировал выпуском всевозможных допов для этого масштаба, что открывает широкий возможности для конверсии.

Можно показать ещё более высокий класс, взявшись за копии из металла под давлением в масштабе 1/18. Здесь лидируют китайские IXO, I-Skale, IST, Premium Skale Models и российская SSM. Советские «Волги», «Запорожцы», УАЗики, «Самары» и «Жигули» украсят ваши полки. Неплохая деталировка и проработка салона, реалистичные цвета – всё это будет радовать по цене от 4000 рублей и выше за каждую копию.

Наконец, вершина собирательства, масштаб 1/8. Издательство De Agostini взялось за масштабный проект. Вы получите копию ГАЗ-21, ВАЗ-2101 или ГАЗ-20, но не сразу. Каждый месяц придется искать и покупать детали автомобиля, чтобы через пару лет собрать раритет. Это самый правильный путь. Можно пойти и по легкому варианту, купить модель сразу, готовую, которую собрал энтузиаст. Такие варианты стоят от 20 и более тысяч рублей за готовую машину. Приобретать фрагменты по отдельности обойдется в заметно меньшую сумму, а каков азарт! Существенный плюс — у такой модели работающая подвеска, горят фары и габариты, работает сигнал, открывается все, что можно открыть.
Сейчас самое время заняться коллекционированием моделей отечественной техники. Выбор по масштабу и цене огромен, как и вектор применения: легковые, автобусы, троллейбусы, военная и гражданская техника и т. д. Главное заранее определить границы собирательства, иначе оно затянет вас настолько, что забудете все прошлые привязанности и привычки, станете «рабом лампы». Хотя, некоторым женам коллекционеров это даже нравится: «Зато не пьет», — успокаивают они себя, глядя на полки уставленные копиями советских легковушек и грузовиков. Некоторые экземпляры стоят очень дорого. Как я уже говорил, собирательство – страшная штука.