Легендарные автомобили СССР, знакомые с детства

Автомобили СССР, помнящиеся с детства.

Изображение: img.freepik.com

Красотой и ценностью коллекции Rolls-Royce и Ferrari трудно описать словами, тем более что теперь все это можно увидеть и в российских музеях. В наших технических собраниях чаще всего представлены бронированные военные машины — заслуга отечественного ВПК, который на случай военных действий создал такое множество техники, что хватит не на одну сотню музеев.

Обсудим собирательство больших моделей машин. Наши. отечественных. Легковых и грузовых. Автобусов Коммерческая техника и специализированные магазины, интернет-магазины, включая иностранные, а также доски объявлений в некоторой степени снизили энтузиазм коллекционеров, который раньше неизменно связывался с поиском редких экземпляров. Сейчас если есть деньги – будет и коллекция. Но это утверждение справедливо для любого вида коллекционирования, а настоящие собиратели не так поступают.

Кратко о прошлом отечественных автомобильных миниатюр. В СССР три предприятия стабильно выпускали копии «Москвичей», «Волжанок» и КАМАЗов в масштабе 1/43: саратовский «Тантал», расположенный рядом с ним «Радон» из г. Маркс и казанский «Элекон». Модели отличались качеством и верностью пропорциям оригинала. В современных коллекциях таких моделей много, правда встречаются подделки.
При достаточной сноровке, хорошей учебе, примерном поведении, участии в собирательстве отца или старшего брата – необходимо подчеркнуть это – был шанс получить внеплановый Москвич-412 или «Волгу» ГАЗ-24. Стоимость копий колебалась от полутора советских рублей за пластиковую версию до 8–9 рублей за правительственный ЗиЛ или «Волгу» ГАЗ-24. У последней была проработанная подвеска, открывались все двери, крышка багажника и капота.
Апофеозом отечественных автомобильных копий стала модель ВАЗ-2121: открывались все двери и поворачивались передние колеса! Были даже варианты с прицепом «Скиф».

Изображение: img.freepik.com

Костромской электро-механический завод производил копию самосвала МАЗ-503А. Отличительной чертой являлся синий металлик кабины. Такой окрас не использовался даже для машин, предназначенных для зарубежных выставок, продававшихся компанией «Автоэкспорт».
Коллекционеры считали, что копия считается таковой только при окраске в правдоподобный, советский цвет.

О моделях с сомнительной правдоподобностью, ведь других вариантов просто не было. Время от времени прилавки советских магазинов освещал продукция ленинградского предприятия «Двигатель». Завод, поставлявший изделия военно-морскому флоту, для советских детей изготавливал копии грузовика ГАЗ-АА и микроавтобуса РАФ-977. Если честно, модели больше напоминали игрушки для песочницы из-за своей чрезмерно прочной конструкции, но выбора не было. Впрочем, это еще не самое страшное.

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

Среди моделей были и непривлекательные экземпляры, например, модель ушастого запорожца ЗАЗ-968 от завода «Прогресс». Это была поверхностная копия с чудовищными расцветками кузова и шин, иногда даже желтыми или красными покрышками. Модель имела две открывающиеся двери, а надпись на коробке «модель-копия» сразу же останавливала поток зависти со стороны сверстников. Кстати, цена хорошо сохранившейся модели с оригинальной упаковкой может удивить — настоящие ретро-модели популярны сейчас.

Изображение: img.freepik.com

Из советского наследия стоит вспомнить продукцию киевской фабрики игрушек, прославившейся копией Волги М-24 в масштабе 1/43. Она уступала по качеству изготовления и проработанным мелочам саратовской версии, но и сегодня способна украсить любую коллекцию. Украина во времена СССР была почти монополистом по части выпуска моделей-копий. Тем, кому от 45 лет и старше, запросто вспомнят пластмассовые, пусть немного корявые, но копии иностранных Autobianchi Primula или Renault R16, существовавшие в личных игрушечных гаражах своего детства. Кстати, ту же «Волгу» в масштабе близком к каноническому 1/43, выпускало объединение «Черноморская игрушка» из Одессы.

Изображение: img.freepik.com

Перестройка, демократия и последующий распад СССР отразились на автоколлекционировании. С середины 80-х в магазинах под названием «Галантерея» появляются металлические копии самосвалов ЗиЛ. Это разрушило скудный модельный ряд грузовиков от «Элекона», состоявший из ЗиЛ-131 и нескольких версий КАМАЗа. Коллекции стали пополняться копиями известных самосвалов ЗиЛ-555 и ЗиЛ-130В со полуприцепом ОдАЗ, выпускаемыми заводом «Электроприбор» из г. Каменец-Подольский.

Ленинградское объединение «ЛОМО» активно производило копии ЗиС-5, включая различные модификации грузовика с дополнительными надстройками. Завод «Электромаш» из Украины выпускал в конце существования СССР качественные УАЗ-459 и ГАЗ-69.

В конце восьмидесятых Горьковский автозавод выпускал копии ГАЗ-24 и ГАЗ-14. «Чайка» получилась массивной, лишенной мелких декоративных элементов, характерных для советских моделей современных производителей.

Изображение: img.freepik.com

Распад империи выдвинул на первый план талантливых кустарей-одиночек. На оборудовании, оставшемся от крупных игрушечных объединений, стали выпускать штучными тиражами невиданные доселе модели ЗиСов, ЗиЛов и прочих 21-х волг и побед в кузове кабриолет, модификации «Звезда» и прототипы Победа-НАМИ, выполненные из смолы. (Копии в металле появятся лет через 5-7.) Но к тому времени у подавляющего большинства коллекционеров денег на такое художество не было. Что касается проверенных заводов, то тут собирателей постигла другая беда — цинковая чума. Модели от саратовских и некоторых других предприятий стали самопроизвольно вздуваться, а затем рассыпаться на очень мелкие части, словно на них оттачивали свои волшебные способности.

Примерно к середине 2005 года коллекционеры стали отмечать появление в продаже достаточно качественных копий советских автомобилей. Самые прозорливые кустари от кооперативного модельного творчества проторили дорогу в Китай. Ехали туда с чертежами и цветными фотографиями тех моделей, какие хотели получить. Общие нестыковки, трудности перевода, а иногда и другие непредвиденные ситуации сказались на точности пропорций, цветовой гамме и прочих нюансах, но дали свои плоды — наш коллекционер получил возможность выбора! Серийные, мелко-серийные, а то и вовсе прототипы советских малолитражек, грузовиков, автобусов и спецтранспорта буквально хлынули на наш рынок. Впрочем, это справедливо и для зарубежных коллекционеров советской техники.

В странах Юго-Восточной Азии сосредоточена основная масса модельных фабрик, поэтому стали появляться копии известных марок. Представлялось, что в первую смену выпускали копию под известным брендом, а во вторую на том же заводе делали несколько упрощенный вариант под неизвестной маркой типа «Сделано в чайна-таун-роуд-муви-хеппи энд, бульвар Оззи Осборна, пом. 11342». Так автор в прошлом году увидел в немецком сетевом универмаге «Мюллер» копию ГАЗ-21 в масштабе 1/24 в ливрее полиции ГДР, сделанную неизвестной фирмой из Вьетнама.

В 2009 году интерес к сбору копий автомобилей СССР распространился даже среди тех, кто ранее не проявлял к «моделькам» никакого интереса. Итальянское издательство De Agostini выпустило на рынок журнальную серию «Автолегенды СССР», которая стала толчком для массового собирательства в виде родственных веток — копий легендарных тракторов, грузовиков, автобусов, танков и бронемашин. Доступные серии позволяли собирать то, что предлагала фирма, а также доделывать/переделывать копии, придавая им правильный, аутентичный вид.

Серия «Автолегенды стран СЭВ» преимущественно состоит из советских моделей или их копий. «Автолегенды Польши» представили нам грузовик Люблин-51 (ГАЗ-51) и Варшаву-203 (седан ГАЗ М20). Автолегенды Румынии внесли в коллекцию копию ARO M-461 (внешне похожую на ГАЗ-69) и другие. В отношении стоимости — первые модели стоили по нынешним временам совсем немного — от 100 до 500 рублей, а массовыми стали благодаря распространению через сеть киосков периодической печати.

В семидесятые прошлого века люди старшего поколения заводили дружбу с продавцами киосков ради доступа к дефицитному еженедельнику «Футбол-Хоккей». В начале нынешнего столетия дети стремились расположить к себе продавца, чтобы тот отложил номер с изображением ВАЗ-2106 — модели автомобиля, которая ассоциировалась у новоявленного собирателя с детством, а для его родителей – всей жизнью.

Рынок товаров для моделирования постепенно развивался. Появились более точные копии шин, дисков, надстроек, наклеек, декалей, фар, фонарей, антенн, поводков стеклоочистителей и прочего. На форумах коллекционеров появился раздел «Доработка моделей». Иногда небольшие вложения и дополнительные детали настолько преображали модель, что уже нельзя было назвать её обыкновенной «журналкой». Термин закрепился так сильно, что современный рынок моделей можно разделить на доступные «журналки» и дорогие копии от мастеров модельного искусства, которые стоят 15 тысяч рублей или даже больше.

Чтобы узнать, за что платится такая сумма, сравните журнальный вариант ГАЗ-51 от De Agostini и его аналог от DiP Models. Стоимость: 700 рублей против 8 тысяч. (Цены указаны средние.) Пластиковый чехол с картонным дном против коробки из жесткого плексигласа с небольшим буклетом о машине и преимуществах модели-копии. В первом случае это будет достаточно похожая копия бортового грузовика скромного зеленого цвета. Во втором — почти произведение искусства, которое хочется рассматривать часами. Этот же производитель выпускает качественные копии легковых автомобилей, автоприцепов и т.д.

Изображение: img.freepik.com

Компания SSM предлагает советские и российские автомобили: газели, мазы и другие грузовики, а также троллейбусы и автобусы. Цены варьируются от 2 до больших сумм. Для фанатов копии ЛиАЗов, ПАЗов или КаВЗ — это идеальное место.

Любителям автобусной тематики посоветую творчество Classicbus или Vektor-models. К ранее упомянутым автобусным лейблам добавлены копии венгерских «Икарусов» и львовских ЛАЗов. Стоимость зависит от модели и материала исполнения: металл или пластик.

Тем, кто ценит качество, но не готов переплачивать, советую компанию АВД (Автомобиль в деталях). Имея навыки работы с красками и клеем, приобретенные возможно в авиамодельном кружке детства, Вы сможете собрать копию своими руками. В ассортименте компании модели классических советских грузовиков, а также редкие версии автокранов, самосвалов, поливомоечных машин и другой коммунальной техники. Стоимость колеблется от тысячи рублей за простой бортовой МАЗ-205 или ЗиЛ-130 до комплектных версий по Вашему выбору.

В категорию «1 тысяча» входят копии советских грузовиков от фирмы «Наш Автопром». КраЗ, МАЗ, ГАЗ, включая довоенные модели, а также большое количество легковушек. Качество хорошее, модели легко поддаются доработке и конверсии, поскольку есть компании, которые выпускают оси и мосты с поворотными колесами и аутентичным рисунком протектора шин. К тому же, вновь появились талантливые мастера-одиночки. Используя массовую продукцию, доводят ее до совершенства, включая персональное пожелание придать узнаваемые черты семейной ВАЗ-2102 обыкновенной «журналке». Или наоборот, копии придают бывалый, грязный вид.

Существуют фирмы, специализирующиеся на не серийной продукции. Их прерогатива — забытые или очень редкие экземпляры автомобилей. Цена здесь соответствующая, но вы получаете раритет. Так мастерская «Уральский Сокол» предлагает трехосный вариант ГАЗ-25 (трехосная «эмка») или ГАЗ-66 в десантном варианте. Обе стоят в районе 10 тысяч и более.

В тексте речь идет преимущественно о масштабе 1/43. Для длительного собирательства подойдёт масштаб 1/87, где популярна компания Herpa, производящая модели из пластика, в том числе и отечественные. Компания Rusam предлагает ещё больший выбор моделей отечественных автомобилей «Урал» и КаМАЗ.

При наличии свободного места обратите внимание на масштаб 1/24. Ранее из всего советского можно было найти лишь модели ГАЗ-21, ГАЗ-20 и ГАЗ-12 ЗИМ от китайской Yat Ming (кстати, достаточно редкие сейчас). Сегодня вторую жизнь этому масштабу подарила компания «Ашет Коллекция». Издательство выпускает в столь представительном масштабе копии советских легковых автомобилей и микроавтобусов. Первые модели стоили меньше тысячи рублей, сейчас просят от 1600 рублей и выше за экземпляр. С развитием серии «Легендарные советские автомобили» рынок отреагировал выпуском всевозможных допов для этого масштаба, что открывает широкий возможности для конверсии.

Изображение: img.freepik.com

Можно показать ещё более высокий класс, взявшись за копии из металла под давлением в масштабе 1/18. Здесь лидируют китайские IXO, I-Skale, IST, Premium Skale Models и российская SSM. Советские «Волги», «Запорожцы», УАЗики, «Самары» и «Жигули» украсят ваши полки. Неплохая деталировка и проработка салона, реалистичные цвета – всё это будет радовать по цене от 4000 рублей и выше за каждую копию.

Изображение: img.freepik.com

Наконец, вершина собирательства, масштаб 1/8. Издательство De Agostini взялось за масштабный проект. Вы получите копию ГАЗ-21, ВАЗ-2101 или ГАЗ-20, но не сразу. Каждый месяц придется искать и покупать детали автомобиля, чтобы через пару лет собрать раритет. Это самый правильный путь. Можно пойти и по легкому варианту, купить модель сразу, готовую, которую собрал энтузиаст. Такие варианты стоят от 20 и более тысяч рублей за готовую машину. Приобретать фрагменты по отдельности обойдется в заметно меньшую сумму, а каков азарт! Существенный плюс — у такой модели работающая подвеска, горят фары и габариты, работает сигнал, открывается все, что можно открыть.

Сейчас самое время заняться коллекционированием моделей отечественной техники. Выбор по масштабу и цене огромен, как и вектор применения: легковые, автобусы, троллейбусы, военная и гражданская техника и т. д. Главное заранее определить границы собирательства, иначе оно затянет вас настолько, что забудете все прошлые привязанности и привычки, станете «рабом лампы». Хотя, некоторым женам коллекционеров это даже нравится: «Зато не пьет», — успокаивают они себя, глядя на полки уставленные копиями советских легковушек и грузовиков. Некоторые экземпляры стоят очень дорого. Как я уже говорил, собирательство – страшная штука.