Лазейка закрылась: покупатели иномарок попадут на растаможку

Разбираемся, что изменится в правилах ввоза иномарок из Киргизии и Белоруссии

Правительство России намерено усилить контроль за таможенными платежами в отношении транспортных средств. Это следует из проекта поручения премьер-министра Михаила Мишустина, которое он дал российским таможенным органам по итогам заседания Евразийского межправительственного совета.

Предлагается примерно следующее. Всем участникам ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия) надо создать до 1 апреля 2024 года «единый процесс управления рисками и создание единых профилей рисков для всех таможенных служб». При этом планируется усилить контроль за транспортными средствами, которые были оформлены по льготным правилам в одной стране, но фактически уже используются в другой стране. Для этого, в частности, намечено «принять меры по недопущению их вывоза» в другие страны. Основная цель – нивелировать предпринимаемые в Российской Федерации меры по развитию внутреннего производства.

Вице-президент Национального автомобильного союза (НАС), Антон Шапарин, пояснил, что практика завоза в Россию автомобилей с пониженной таможенной стоимостью распространена в Киргизии, Армении и Казахстане. А, поскольку размер пошлины рассчитывается с учетом цены, заявленной в декларации, то недоплата таможенных платежей в наш бюджет исчисляется «сотнями миллионов долларов».

Аналитическое агентство «Автостат» отмечает, что, по состоянию на апрель прошлого года, доля новых автомобилей, импортированных в нашу страну из Казахстана (от общего числа машин, поставленных в РФ), составляла 12,6%, из Белоруссии — 3,8%, Киргизии — 3,4%, Армении — 3%. Что касается подержанных моделей, то здесь соотношение еще выше: 18,8% — из Армении, 12,5% — из Белоруссии и 2,7% — из Киргизии. Если не проводить корректировку  таможенной стоимости, то, в итоге, пострадает российское автомобилестроение. Какой смысл организовывать локальное производство, если прямой ввоз получается гораздо дешевле?

Понятно, что «закручивание гаек» вызовет сопротивление стран, через которые автомобили попадают на наш рынок. Поэтому поток автомобилей, идущий через страны ЕАЭС, сократится. Исчезнет привлекательность использования тех или иных льгот и всяческих лазеек при «таможенных» машинах. С учетом того, что цепочки поставок автомобилей давно выстроены, это неизбежно затронет интересы большого числа фирм и частников-перегонщиков как у нас, так и в странах ЕАЭС. Кроме того, возможное ужесточение контроля за соблюдением таможенных правил и доначисление пошлин в случае занижения стоимости машины или использования других «серых» таможенных схем может серьезно отразиться и на автовладельцах. 

На практике автомобиль, растаможенный с теми или иными нарушениями, может быть уже несколько раз перепродан. Однако претензии, связанные с необходимостью доплатить пошлину, будут предъявляться к конечному владельцу машины. Поэтому целесообразно ввести некий мораторий, подразумевающий, что возможные претензии таможенных органов не будут распространяться на автомобили, ввезенные до какой-то определенной даты. Это будет более справедливо по отношению к тем автомобилистам, которые могут и не знать, что их машина когда-то была растаможена по «серым» схемам.

Честно говоря, трудно поверить в то, что со странами-участниками удастся договориться до чего-то конкретного. Союзу более 20 лет, а нормального обмена информацией по сути не было и нет. Как не видно и желания что-то конкретно улучшать: нет общих баз данных ни по нарушителям таможенных правил, ни по водителям с «ненашенскими «номерами, которые постоянно нарушают ПДД. Поэтому меньше всего проблем сегодня будет у того, кто вообще не захочет связываться с параллельным импортом, предпочитая ему вазомобиль или «китайца». 

Лазейка закрылась: покупатели иномарок попадут на растаможку

Источник