Ланча Стратос. Царь высот
Lancia Stratos. Король стратосферы
Как не удивительна данная ситуация, но автомобиль, изначально задумывавшийся как воплощение мечты дизайнеров кузовного отделения, превзошел ожидания и стал культовым для поклонников ралли. Так повела жизнь Lancia Stratos.

На автосалоне в Турине в 1970 году Stratos продемонстрировали публике как концептуальное изделие кузовного ателье Bertone. Уже в следующем году заговорили о возможности коммерческого использования модели. Главной задачей стало определение силовой установки, подходящей для спортивных соревнований. Концепт комплектовался двигателем Fulvia 1600, недостаточно мощным для гонок, поэтому был заключен контракт с Ferrari на поставку мотора Dino 246 (2,4 л, 6 цилиндров).
Расположение двигателя сзади создало смещение веса на 60% к задним ведущим колесам. В качестве трансмиссии использовалась модель 246GT. Для увеличения хода колес применялась подвеска McPherson. Кузов из алюминия заменили кузовом из стекловолокна.
Первое впечатление от Stratos для большинства оставляло удивление из-за его габаритов: длина кузова составляла 135 мм меньше, чем у популярного в то время Renault Alpine A110, предназначенного для ралли. На снимках автомобиль выглядел настолько внушительно, что все воспринимали его как большой.
В начале семидесятых омологация для участия в гонках не была обязательна. Команда могла испытывать прототип в условиях соревнований до запуска его в серию. Жан-Паоло Даллара руководил проектом, позднее его сменил Майк Паркс, бывший пилот «Формулы 1».
Спортивная биография модели стартовала с ралли «Корсика» в 1972 году, однако Stratos не преодолел дистанцию из-за неполадки подвески. По той же причине машина снялась с Средиземноморских ралли, проходивших на юге Испании.
Первый чемпионат мира, прошедший в следующем году, уже предъявлял требования к омологации спортивных машин. В это время продолжалось совершенствование Stratos и определялась стратегия команды. В то время ей приходилось участвовать и на Fulvia, но именно на Stratos пилот Сандро Мунари выиграл чемпионат Европы. Кроме того, на отдельных этапах чемпионата Франции за рулем Stratos выступал Жан-Клод Андрюе.
Компания интересовалась не только ралли: машины принимали участие и в шоссейных гонках на большие расстояния. Андрей финишировал вторым в Targa Florio. Первым крупным успехом Stratos стала победа Мунари в Tour de France. До этого на автомобиле использовался 12-клапанный двигатель, но в гонке Giro d’Italia 1973 года машина Андрюе была оснащена уже 24-клапанным.
В 1974 году Lancia претерпела изменения. Для борьбы за чемпионский титул компания представила модель Fulvia, однако на французском и итальянских ралли Андреа Андрюе и Марио Мунари соответственно продолжали выступать на Stratos.
Фирме принадлежало не менее трех спортивных моделей: Fulvia старой конструкции, революционная Stratos и переднеприводная Beta Coupe. Существовал также вариант Stratos с турбонаддувом, предназначенный для гонки Targa Florio, однако он столкнулся рядом неудач, начиная с падения автомобиля с трейлера.
Принято решение о запуске производства Stratos с 12-клапанными двигателями и дополнительном выпуске Beta Coupe с 8- и 12-клапанными моторами.
В октябре 1974 года машина прошла омологацию по требованиям группы 4 для участия в ралли «Сан-Ремо». Это событие, которое принесло пользу команде, стало проблемой для завода. Компания столкнулась с неблагоприятными изменениями в итальянском налогообложении, что затруднило реализацию продукции. В результате последний Stratos удалось продать лишь в 1978 году.
В 1974 году мировое ралли кипело: пять из восьми этапов чемпионата мира прошли с октября по декабрь, два из них — в Северной Америке. Сандро Мунари победил в двух первых гонках, но досрочно выбыл из третьей после конфликта с полицией. Несмотря на катастрофический вылет машины с трассы, команда выиграла и четвертый этап. В итоге год стал чемпионским для Lancia, а модель Stratos стала кумиром любителей ралли.
С 1975 по 1977 год Stratos активно участвовал в соревнованиях, испытав множество счастливых и грустных моментов.
В 1975 году машины претерпели изменения цвета: красный и белый Марлборо уступили место зелёно-белому фирме Аиталия. В этот же год Ланча снова победила в чемпионате в заводской категории.
На «Сан-Ремо’75» Сандро Мунари дебютировал на автомобиле с двадцатичетырёхклапанным двигателем, а следующей зимой все заводские гоночные машины были оборудованы таким агрегатом.
Мощность двигателей увеличивалась. В год выпуска модели (1972) 12-клапанный мотор выдавал 230 лошадиных сил, а в 1978 году — 270. 24-клапанная версия развивала 280 лошадиных сил. Силовой агрегат с турбонаддувом для «кольца» начался с 350 «лошадок», а затем достиг 480.
В команде не сложился психологический климат. Шведский пилот Бьерн Вальдегаард ушел, отказавшись выполнить требование руководства «помочь» Мунари выиграть «Сан-Ремо». После этого произошли две страшные аварии. На этапе чемпионата Италии Stratos Мауро Прельяссо вылетел с дороги и загорелся. Получив сильные ожоги, пилоту удалось выбраться из машины, а вот штурман Анжело Гарцолио погиб в огне. Жертвой второй аварии стал экипаж чемпиона Испании Джордже де Багратиона — здесь также погиб штурман, Мануэль Барбейто.
В 1976 году Lancia в третий раз подряд стала чемпионом мира среди производителей.
В следующем сезоне команде поручили сосредоточиться только на популярных ралли. К этому времени состав проекта Stratos начал меняться. В августе Майк Паркс, инициатор многих разработок, погиб в аварии. Затем появились новые технические требования: запретили устанавливать 4-клапанные головки блока на серийные двигатели с двумя клапанами на цилиндр.
Тем не менее, конец года запомнился победой Сандро Мунари в первом Кубке FIA среди гонщиков, являющемся предшественником текущего рейтинга пилотов в чемпионате мира.
В 1977 году автомобили Fiat и Lancia соперничали друг с другом, но в сезоне’78 руководство концерна решило, что в ралли будут выступать только Fiat, выпускаемые заводом в Абарте. Цель заключалась в использовании раллийных автомобилей для продвижения на рынке конкретной модели (в данном случае Marafiori 131).
Независимые гонщики Stratos добивались успеха. Тони Карелло выиграл чемпионат Европы 1978 года после ожесточенной борьбы. В том же году Маркку Ален одержал победу на ралли «Сан-Ремо», а в 1979-м команда Jolly Club, выступавшая под флагом частной команды, завоевала победу здесь же. Другая частная команда — Chardonnet — лидировала на Монте-Карло и Корсике. Бернар Дарниш победил на ралли «Корсика» в 1981 году.
Вне зависимости от места своего появления Lancia Stratos всегда несли ощущение осуществленной мечты, особенно в странах Восточной Европы.
В Польше базировалась команда, участвовавшая в чемпионате Европы по ралли. Её возглавлял Анджей Ярошевич, сын премьер-министра ПНР. Благодаря связям компании «Польский Фиат» и завода раллийных машин FSO в Варшаве, команда получила три Stratos. Для социалистического государства это было сенсацией. Тем не менее, данная спортивная программа оказалась не столь успешной, как у команды Chardonnet. В конце концов одну машину вернули в Италию, а две другие вышли из строя. Уцелевший двигатель, трансмиссия и часть деталей подвески установили на Polonez для кольцевых гонок, который ныне с гордостью показывают в варшавском Музее техники.
Stratos не стала самой удачной моделью Lancia — это звание досталось машинам Delta группы А, появившимся в конце 80-х — начале 90-х. Тем не менее именно Stratos заставляла учащенно биться сердца любителей ралли, именно она была «перстом, указующим в будущее». Возможно, успех кроется не столько в самой машине, сколько в таланте людей, стоявших за проектом. Как бы то ни было, в историю автоспорта Lancia Stratos вошла как одна из наиболее универсальных гоночных машин.
Lancia Stratos
© Фото: Lancia