LADA в WTCC: представление возможностей
LADA WTCC. Себя показать
Примерно год назад гоночная команда Russian Bear, участвовавшая на автомобилях BMW, провела разведку боем на этапах турингового чемпионата мира. В основном для того, чтобы людей посмотреть. Сегодня в World Touring Car Championship выступает заводская команда Lada Sport.


Lada Priora WTCC
© Фото: Lada Sport
«Я прекрасно понимал, что выступление частной команды в WTCC на автомобилях BMW — это тупик», — говорит Виктор Шаповалов, пилот и руководитель Russian Bear, теперь директор заводской команды. — «Серьезную поддержку BMW Motorsport рассчитывать не приходилось, а потому нам была уготована роль аутсайдеров чемпионата».
В качестве решения было выбрано сотрудничество с Волжским автомобильным заводом, обладавшим в то время спортивной версией модели «десятки» с проверенным мотором Opel. Вместе с тем, понималось, что реализация столь мобильного проекта силами завода невозможна. На начальном этапе от завода требовалась лишь помощь в подготовке технической документации, так как комиссия FIA по вопросам омологации работает только с производителями. Финансированием и непосредственно подготовкой автомобиля занималась команда Виктора Шаповалова. Базовая модель «106‑я» подверглась серьезной доработке — от старой версии сохранились лишь двигатель да элементы подрамника. Но еще до выхода автомобилей на старт нашлось немало скептиков, утверждавших, что участие «Лады» в чемпионате мира несостоятельно. Не уменьшилось их число и после первых выступлений российской команды. Руководство АвтоВАЗа посчитало, что участие в WTCC может стать хорошим маркетинговым проектом, и подписало контракт с промоутером чемпионата Марчелло Лотти на выступление заводской команды в сезоне 2009 года. Следующим этапом стала подготовка нового гоночного автомобиля на базе модели Lada Priora. В конце мая техническая комиссия FIA провела инспекцию производства «Приоры» на АвтоВАЗе, а через месяц была омологирована и гоночная версия Lada Priora WTCC.
В команде лидером стал британский гонщик Джеймс Томпсон, напарником его — Яап Ван Лаген из Голландии. Россию представлял Кирилл Ладыгин. Новый коллектив дебютировал в Португалии с одной «Приорой», за рулем которой был Томпсон. Накануне гонки Виктор Шаповалов сказал: «Из-за недостатка времени на подготовку мы расцениваем этот этап как тесты в боевых условиях. В принципе, на трассу выйдет та же «десятка», но с новым мотором и перекомпонованной кузовной частью «Приоры». Джеймс Томпсон положительно оценил новинку, назвав машину отличным базовым вариантом.

Виктор Шаповалов (слева) и Яап Ван Лаген
© Фото: Lada Sport

Пилот команды Lada Sport Джеймс Томпсон.
© Фото: Lada Sport
В середине июля модели Lada 110 2.0 в последний раз вышли на трассу в английском Брендс-Хэтч. На следующем этапе в Ошерслебене все три пилота российской команды должны были стартовать на «Приорах». Большой перерыв между английским и немецким этапами использовали для многочисленных доработок и тестов, и уже в Ошерслебене был отмечен определенный прогресс: Яап Ван Лаген показал в квалификации четвертый результат и стартовал со второй линии стартовой решетки. Шаповалов заметил, что не все конструкторские задумки удалось осуществить, и понимание того, что проект действительно выходит на необходимый уровень, пришло лишь на следующем этапе в Имоле. На итальянской трассе в первой гонке Томпсон финишировал на шестой позиции и заработал для российской команды первые зачетные очки в чемпионате. Перед итальянской гонкой основные работы с автомобилем были завершены: появилось плоское днище, дающее прибавку скорости на прямых участках, были найдены оптимальные решения по амортизаторам и дифференциалам. Сезон-2009 завершился в конце ноября, но в команде Lada Sport уже полным ходом идет работа над автомобилем для будущего сезона.
Шаповалов рассказал о серьёзной модернизации двигателя: мощность будет увеличена, характеристики оптимизированы. Изменят дизайн моторного отсека, компоновку систем впуска и выпуска, доработают поршневую группу. Новый автомобиль станет значительно быстрее нынешнего.
Говорить о борьбе за чемпионский титул в следующем году рано, но рассчитывать на призовой подиум в каждой гонке вполне реально.
Состав пилотов частично утверждён: контракты с Джеймсом Томпсоном и Яапом Ван Лагеном продлены.
Руководство АвтоВАЗа пока не определилось с дальнейшей судьбой проекта, завод переживает трудности.
Говорить о цене вопроса руководители команд неохотно, но топ-команда с тремя автомобилями тратит за сезон порядка 12 млн евро. Бюджет российской команды меньше.
Прошедший сезон Lada Sport можно считать успешным: автомобиль подошёл, направление инженерной мысли понятно, да и людей в чемпионате мира заметили. Теперь настало время показать себя.
Lada Priora WTCC
© Фото: Lada Sport