ЛАДА В Чемпионате мира по кузовным гонкам. Себя показать.

LADA WTCC. Себя показать
Слегка более года назад гоночная команда Russian Bear, использовавшая автомобили BMW, провела предварительное тестирование на этапах мирового турингового чемпионата. По большей части для того, чтобы «людей посмотреть». Сейчас в World Touring Car Championship выступает заводская команда Lada Sport.


Lada Priora WTCC
© Фото: Lada Sport
Виктор Шаповалов, пилот и руководитель Russian Bear, а ныне директор заводской команды, отмечает: «Я прекрасно понимал, что выступление в WTCC частной командой на автомобилях BMW — это тупик. Рассчитывать на серьезную поддержку BMW Motorsport не приходилось, поэтому нам была уготована роль аутсайдеров чемпионата».
В решении было предложено сотрудничество с Волжским автозаводом, у которого в то время имелась спортивная модификация модели «десятки» с хорошо зарекомендовавшим себя мотором Opel.
При этом понимали, что реализация такого проекта силами завода напрямую невозможна. На стартовом этапе заводской стороне требовалась помощь в подготовке технической документации, так как комиссия FIA по вопросам омологации работает только с производителями. Финансирование и непосредственно подготовка автомобиля осуществлялась командой Виктора Шаповалова. Базовая модель «106-я» подверглась серьезной доработке — от старой версии сохранились лишь двигатель и элементы подрамника.
Но еще до выхода автомобилей на старт нашлись скептики, утверждавшие, что идея участия «Лады» в чемпионате мира несостоятельна. Количество таких сомневающихся не уменьшилось и после первых выступлений российской команды. А вот руководство АвтоВАЗа посчитало, что участие в WTCC может стать хорошим маркетинговым проектом, и подписало контракт с промоутером чемпионата Марчелло Лотти на выступление заводской команды в сезоне 2009 года. Следующим этапом стала подготовка нового гоночного автомобиля на базе модели Lada Priora. В конце мая техническая комиссия FIA провела инспекцию производства «Приоры» на АвтоВАЗе, а через месяц была омологирована и гоночная версия Lada Priora WTCC.
Лидером команды стал именитый британец Джеймс Томпсон, напарником ему стал быстрый голландский гонщик Яап Ван Лаген, а Россию в этом проекте представлял Кирилл Ладыгин. Дебют новой команды с единственной «Приорой», которой управлял Томпсон, состоялся в Португалии. Накануне гонки Виктор Шаповалов был прагматичен: «Из-за недостатка времени на подготовку мы расцениваем этот этап как тесты в боевых условиях. По сути, на трассу выйдет та же «десятка», но с новым мотором и скомпонованная в кузове «Приоры». В то же время Джеймс Томпсон хорошо отозвался о новинке, оценив машину как отличный базовый вариант.

Виктор Шаповалов (слева) и Яап Ван Лаген
© Фото: Lada Sport

Пилот команды Lada Sport Джеймс Томпсон.
© Фото: Lada Sport
В середине июля на трассу в английском Брендс-Хэтч вышли последние модели Lada 110 2.0. На следующем этапе в Ошерслебене все пилоты российской команды стартовали на «Приорах». Между английским и немецким этапами был большой перерыв для доработок и тестов, и уже в Ошерслебене отмечен прогресс: Яап Ван Лаген показал четвертый результат в квалификации и стартовал со второй линии стартовой решетки. Шаповалов заметил, что не все конструкторские задумки удалось осуществить, и понимание того, что проект выходит на необходимый уровень, пришло лишь на следующем этапе в Имоле. На итальянской трассе Томпсон финишировал шестым в первой гонке и заработал первые зачетные очки для российской команды. Перед гонкой в Италии основные работы с автомобилем были завершены: появилось плоское днище, дающее прибавку скорости на прямых участках, найдены оптимальные решения по амортизаторам и дифференциалам. Сезон-2009 завершился в конце ноября, но в команде Lada Sport уже полным ходом идет работа над автомобилем для будущего сезона.
«Будет серьезная модернизация двигателя,— говорит Шаповалов.— Постараемся повысить его мощность и оптимизировать характеристики. Для этого изменят дизайн моторного отсека, компоновку систем впуска и выпуска, доработают поршневую группу. Уже понятно, что новый автомобиль будет значительно быстрее нынешнего. Не буду загадывать о борьбе за чемпионский титул уже в следующем году, но рассчитывать на призовой подиум в каждой гонке вполне реально». Частично утвержден и состав пилотов: с Джеймсом Томпсоном и Яапом Ван Лагеном контракты продлены. Правда, пока нет решения руководства АвтоВАЗа о дальнейшей судьбе проекта — сам завод переживает не лучшие времена. Кстати, о цене вопроса. Руководители команд говорят об этом весьма неохотно, но порядок цифр примерно такой: топ-команда с тремя автомобилями расходует за сезон порядка 12 млн евро. По словам Шаповалова, бюджет российской команды гораздо меньше. Тем не менее прошедший сезон Lada Sport вполне может занести в актив: автомобиль оказался подходящим, направление инженерной мысли понятно, да и людей в чемпионате мира посмотрели. Теперь приходит время и себя показать.
Lada Priora WTCC
© Фото: Lada Sport