«Лада Петербург Турбо»: отечественный концепт для восхищения.
«Лада Петер Турбо» – достойный экземпляр отечественного автопрома.

В отличие от «полноценного» предшественника «Лада Рапан»Новоиспеченный «Лада Петер Турбо», имевший осязаемый салон и электрическую начинку, был макетом, по которому можно было судить о стилистических предпочтениях вазовских дизайнеров на рубеже третьего тысячелетия. Показанный публике на Московском международном автомобильном салоне 2000 года, макет большого футуристического седана «Лада Петер Турбо» даже не имел прозрачных окон. Тем не менее, он привлек колоссальное внимание посетителей.


Живая реакция отечественных зрителей стала дополнительным стимулом для организации международных смотрин «Лада Петер Турбо» во Франции. Концепт, представленный на парижской выставке, был основательно доработан: у него появились прозрачные стекла, дополнительные элементы экстерьера и имитация салона. Это позволило глубже раскрыть замысел создателей — творческого коллектива дизайнеров научно технического центра АвтоВАЗа под руководством С. Синельникова. Европейская публика не была шокирована «российским чудом» так же, как наша, но определенный интерес «Лада Петер Турбо» у нее вызвал. Более того, на тольяттинский концепт обратили внимание западные автомобильные обозреватели и дизайнеры. Говорят, что сам маэстро Джуджаро удостоил данный экспонат некоторого повышенного внимания. И было за что: «Лада Петер Турбо», вслед за «Рапаном», смело крушил стереотипы аскетизма, свойственные российской автомобильной продукции того времени. Он наглядно и красноречиво демонстрировал всему миру, что и в России имеются стилисты, способные смотреть в будущее и видеть его.

Первоначально «Лада Петер Турбо» привлекала своей передней частью. Массивное исполнение с интегрированной радиаторной решеткой, узкие фары и габаритные огни, короткий скругленный капот — казалось, что простые решения привели к элегантному ансамблю.
Разработчики концепта особенно уделили внимание поясной линии. Слабо выраженная в носовой части автомобиля, она разрастается по бокам и достигает пика на корме, где становится спойлером. Ребро, разделение кузова на верхнюю и нижнюю половины, было украшено оригинальными элементами. Почти к передним стойкам крепились зеркала заднего вида, корпуса которых фактически являлись частью дверной панели. Получилось эффектно — оригинальное решение или радикальная переработка идеи Opel Vectra второго поколения?
Блок дверных ручек — ещё одна особенность дизайна. Стильный элемент интерьера ненавязчиво намекал, что передние двери открываются традиционно, а задние — против хода. Двери у «Лада Петер Турбо» стали открывающимися лишь после очередных доработок, проведённых после парижского автосалона. Интересна кинематика открытия: за счёт специальных петель дверь не только поворачивается на определённый угол, но и сдвигается вперёд. Случайно или нет, но нечто подобное вскоре появилось на авангардном французском… Renault Avantime.
Корма автомобиля «Лада Петер Турбо» может понравиться не всем, но широкий стоп-сигнал, вмонтированный в спойлер, делает ее более привлекательной. Воздуховод на передних дверях с полосками поддерживает стиль, заложенный радиаторной решеткой. Такое решение похоже на элемент у известной Ferrari Testarossa.
Интересной особенностью «Лады Петер Турбо» является немного вогнутая крыша. Это решение функциональное, направленное на улучшение обтекаемости автомобиля. Расчетный коэффициент аэродинамического сопротивления составил 0,2, что считается хорошим показателем. У «Приоры», например, этот показатель равен 0,32. Аналогичный обратный прогиб крыши есть у суперкара Dodge Viper.
Небесно-черная двухцветная раскраска концепта сочеталась с плавным силуэтом корпуса. Обтекаемые формы дополнял футуристичный вид шин, установленных на стильных литых дисках.
Дизайн салона у «Лада Петер Турбо» не доработан, но для концепта это допустимо. Дизайнерская мысль прослеживается в стилистических особенностях: пять отдельных сидений, односпицевое рулевое колесо, передняя панель, напоминающая парящую чайку, большая площадь остекления и тому подобное. Что скрывается под капотом перспективного седана оставалось загадкой. Приставка «Турбо» в названии и двойной выхлоп сзади указывали на использование двигателя внутреннего сгорания.
Название концепта необычное по причине того, что «Лада Петер Турбо» создавался под впечатлением от романа В. Аксенова «Остров Крым». Главный герой, аристократ и гонщик Лучников, ездит на уникальном автомобиле «Питер-турбо». Это не седан, а «ярко-красный с торчащим хвостом спортивный зверь». Оригинальная идея прослеживается в обоих транспортных средствах. Одно из них ожило хотя бы на страницах книги, а второе так и осталось макетом.