Лада Петер Турбо: ВАЗовский концепт, которым можно гордиться
Шокировав общественность в 1998 году концептом «Лада Рапан», АвтоВАЗ не стал останавливаться на достигнутом и пару лет спустя выдал следующий проект под загадочным названием «Лада Петер Турбо».
В отличие от «полноценного» предшественника «Лада Рапан», имевшего вполне осязаемый салон и электрическую «начинку», новоиспеченный «Лада Петер Турбо» был всего лишь макетом, по которой можно было судить о стилистических предпочтениях вазовских дизайнеров на рубеже третьего тысячелетия. Показанный публике на Московском международном автомобильном салоне 2000 года, макет большого футуристического седана «Лада Петер Турбо» даже не имел прозрачных окон. И тем не менее, он привлек колоссальное внимание посетителей.
Живая реакция отечественной публики стала дополнительным стимулом для организации международных смотрин «Лада Петер Турбо», которые состоялись во Франции. Причем, концепт, представленный на парижской выставке, был основательно доработан. У него появились прозрачные стекла, дополнительные элементы экстерьера и имитация салона, что позволило глубже раскрыть замысел создателей — творческого коллектива дизайнеров научно технического центра АвтоВАЗа под руководством С. Синельникова. Нельзя сказать, что привередливая европейская публика была шокирована «российским чудом» так же как наша, но определенный интерес «Лада Петер Турбо» у нее вызвал. Более того, на тольяттинский концепт обратили внимание западные автомобильные обозреватели и дизайнеры. Поговаривают, что сам маэстро Джуджаро удостоил данный экспонат некоторого повышенного внимания. И было за что. «Лада Петер Турбо», вслед за «Рапаном», смело крушил стереотипы аскетизма, свойственные российской автомобильной продукции того времени. Он наглядно и красноречиво демонстрировал всему миру, что и в России имеются стилисты, способные смотреть в будущее и видеть его.
Прежде всего «Лада Петер Турбо» восхищал своей передней частью. Казалось бы, простые решения — массивный с интегрированной радиаторной решеткой, узкие фары и габаритные огни, короткий скругленный капот — а какой элегантный ансамбль в результате.
Но особенно создатели концепта покорпели над поясной линией. Слабо выраженная в носовой части автомобиля, она бурно разрастается по бокам и достигает своего апогея на корме, где становится импровизированным спойлером. Ребро, визуально разделяющее кузов на две половины, верхнюю и нижнюю, было декорировано своеобразными элементами. Возле передних кузовных стоек находились зеркала заднего вида, корпуса которых фактически представляли собой часть дверной панели. Оригинальное ли это решение или радикальная переработка идеи, использованной на Opel Vectra второго поколения — в любом случае получилось весьма эффектно.
Еще одной «изюминкой» дизайна стал блок дверных ручек. Стильный элемент антуража недвусмысленно намекал, что передние двери у машины открываются как обычно, а задние — против хода. Кстати, двери у «Лада Петер Турбо» стали открывающимися лишь после очередных «постпарижских» доработок. Любопытна кинематика: за счет «хитрых» петель дверь не только поворачивается на определенный угол, она еще и сдвигается вперед. Совпадение или нет, но нечто подобное вскоре появилось на авангардном французском Renault Avantime.
Корма у «Лада Петер Турбо», сама по себе, как говорится, на любителя, но еще один элемент «ватерлинии», а именно широченный стоп-сигнал, встроенный в спойлер, существенно ее облагораживает. Воздуховод на передних дверях с украшением в виде продольных полосок поддерживает стиль, задаваемый радиаторной решеткой. Похоже, что решение навеяно сопоставимым элементом у знаменитой Ferrari Testarossa.
Еще одна интересная особенность «Лада Петер Турбо» — немного вогнутая крыша. Это не столько эстетический ход, сколько функциональное решение для улучшения обтекаемости. Расчетный коэффициент аэродинамического сопротивления составил 0,2, что является отменным показателем. У «Приоры», к примеру, он равен 0,32. К слову, аналогичным обратным прогибом крыши «щеголяет» суперкар Dodge Viper.
Двухцветный небесно-черный окрас концепта хорошо гармонировал с обтекаемым кузовом. Так же, неплохо дополняли футуристический облик пухлые и широкие колеса на изящных легкосплавных дисках.
Проработка салона у «Лада Петер Турбо» была так себе, но для концепта это простительно. Тем более, что ход дизайнерской мысли ярко выражался ключевыми стилистическими ориентирами, такими как пять полноценных раздельных сидений, односпицевое рулевое колесо, изящная передняя панель в виде парящей чайки, огромная площадь остекления и так далее. О том, что находится под капотом перспективного седана оставалось только догадываться. Приставка «Турбо» в названии и сдвоенный выхлоп в задней части машины красноречиво говорили о том, что в качестве силового агрегата планируется использовать двигатель внутреннего сгорания.
Ну а странное имя концепта объясняется просто: «Лада Петер Турбо» создавался под впечатлением от романа В. Аксенова «Остров Крым», главный герой которого, аристократ и гонщик Лучников, «рассекает» на уникальном автомобиле «Питер-турбо». Это не седан, а «ярко-красный с торчащим хвостом спортивный зверь». Оригинальная идея «сквозит» в обоих транспортных средствах. Правда, одно из них «ожило» хотя бы на книжных страницах, а второе так и осталось макетом.