Lada на гоночном треке: как британцы создали спортивный автомобиль из классического ВАЗа

Изображение: img.freepik.com


Советские автомобили для экспорта часто отличались от тех, что продавались на внутреннем рынке. Для европейцев изменялась декоративная отделка, добавлялись новые опции, модернизировались моторы и иногда ставились совершенно новые силовые агрегаты, например, дизели. В конце восьмидесятых небольшая британская фирма превратила ВАЗ-2108 в эффектный кабриолет.


Англичанин Тони Стивенс, доктор технических наук, с начала семидесятых годов мечтал о собственном автомобиле и в 1980 году представил первый результат — родстер под названием Cipher. Машина длиной три метра семьдесят сантиметров была строго двухместной, имела четырёхцилиндровый двигатель объёмом 850 кубовых сантиметров на 40 лошадиных сил и привод на задние колёса.

Изображение: img.freepik.com

Первый родословный Cipher был разработан Стивенсом.


Разработка Стивенса получила тёплый отклик публики, и он занимался её модернизацией, думая над расширением модельного ряда. Министерство автомобильной промышленности СССР решило попробовать себя в сегменте машин «для души» и договорилось о сотрудничестве с фирмой Тони Стивенса. В совместный проект подключили ВАЗ, НАМИ и американский банк.


В 1989 году команда представила первый результат совместной работы — спортивный открытый автомобиль Lada Cipher. В это время в Тольятти активно производили хэтчбек.
ВАЗ-2108В данном автомобиле максимально эффективно применили агрегаты, задействованные в британском образце. По этой причине под капотом установлен бензиновый двигатель объемом 1,3 литра, работающий на передние колеса.

Изображение: img.freepik.com


Донор предоставил салон (включая обивку дверей и сиденья), который был отделан натуральной кожей. Снаружи о происхождении машины можно было узнать по дверным ручкам от «Самары». Автомобиль получился крупнее предыдущих машин Стивенса, в нём даже нашлось место для заднего сиденья, которое традиционно для компактных кабриолетов не годилось для взрослого человека. Там мог разместиться ребенок разве что поперёк.


Тони Стивенс занимался дизайном. Преемственность сохранилась, но это не копия прошлых версий модели Cipher. Изменился внешний вид вместе с увеличением габаритов: капот теперь доходит до переднего бампера, обволакивая фары, раньше линия раздела располагалась над ними. Сзади появились интегрированные в кузов фонари вместо торчащих простых, как будто от грузовика.

Изображение: img.freepik.com


В Литве планировали начать производство новой модели автомобиля, но развал Советского Союза помешал реализации проекта. Единственный прототип Lada Cipher Sports остался в Великобритании и хранится до сих пор. Сейчас его продают на британском сайте за 80 тысяч фунтов стерлингов, что равно 6,5 миллионам рублей.


Кабриолет Lada Cipher Sports остался одним из множества нереализованных автомобильных проектов восьмидесятых–девяностых годов. Прошло много лет, а похожей серийной модели у марки «Лада» до сих пор нет, хотя в 2000 году в Тольятти и создали…
концепт-кар Лада Родстер.