Лada: как британцы сделали из ВАЗа спортивный родстер

Экспортные автомобили СССР часто отличались от тех, что продавались на внутреннем рынке. Для европейских покупателей менялась декоративная отделка, добавлялись новые опции, модернизировались двигатели, а иногда ставились новые силовые агрегаты, например, дизельные. В конце 1980-х годов британская компания превратила ВАЗ-2108 в кабриолет.

Англичанин Тони Стивенс, доктор технических наук, с начала семидесятых годов мечтал создать собственный автомобиль и в 1980 году представил первый результат — родстер под названием Cipher. Машина длиной 3,7 метра была двухместной, имела четырёхцилиндровый двигатель объёмом 850 куб. см мощностью 40 л. с. и привод на задние колёса.

Один из самых ранних ройстеров Cipher был разработан Стивенсом.

Разработка Стивенса пользовалась большой популярностью, и он занялся её модернизацией, а также размышлял о расширении модельного ряда. Министерство автомобильной промышленности СССР, возможно, захотело попробовать себя в сегменте автомобилей «для души» и договорилось о сотрудничестве с фирмой Тони Стивенса. В работе над совместным проектом участвовали ВАЗ, НАМИ и американский банк.

В 1989 году международная группа разработчиков представила первый продукт своей работы — спортивный родстер Lada Cipher. В это же время в Тольятти производили хэтчбек. ВАЗ-2108В нём максимально применялись агрегаты из британского образца. Под капотом установлен бензиновый двигатель объемом 1,3 литра, работающий на передние колеса.

Донор предоставил салон (включая обивку дверей и сидений), который был отделан натуральной кожей. Снаружи происхождение машины было заметно по дверным ручкам от «Самары». Автомобиль получился больше, чем предыдущие модели Стивенса, с местом для заднего сиденья, традиционным для компактных кабриолетов, но непригодным для взрослого человека. Даже ребёнок там мог разместиться только поперек.

Тони Стивенс разработал дизайн. Преемственность сохранилась, но это не копия старых моделей Cipher. Изменился и внешний вид: капот доходит до переднего бампера, обволакивая фары, тогда как раньше линия раздела располагалась над ними. Сзади появились интегрированные в кузов фонари вместо торчащих простых.

Производство нового автомобиля планировали наладить в Литве, но развал Советского Союза помешал реализации проекта. Единственный прототип модели Lada Cipher Sports остался в Великобритании и сохранился до настоящего времени. Сейчас его продают на британском сайте за 80 тысяч фунтов стерлингов, что эквивалентно 6,5 миллионам рублей.

Кабриолет Lada Cipher Sports остался одним из многих нереализованных автомобильных проектов восьмидесятых-девяностых годов. С тех пор прошло много лет, но похожей серийной модели у марки «Лада» до сих пор нет. концепт-кар Лада Родстер.