Lada Granta и Lada XRAY: сравнение достоинств и недостатков с отсылкой к классике.
«Гранта» — последнее авто, собранное на платформе ВАЗ-2108. Платформа В0, использованная для Lada XRAY, появилась позже почти в два раза. Но превосходит ли её?
Моторы
Автомобиль «Гранта» оснащается двигателями российского производства рабочим объемом 1,6 литра, созданными на заводе ВАЗ. Это модифицированные версии агрегатов, появившихся ранее. Восьмиклапанный вариант отличается формой цилиндра и облегченной поршневой группой. Шестнадцатиклапанная модель более современна. Привод ГРМ ременный, а в новых версиях применяются «невтыковые» поршни. Блок цилиндров изготовлен из чугуна.

На ХRAY устанавливаются отечественные двигатели объемом 1,6 и 1,8 л. Последний вариант вызывает нарекания: мотор стал «втыковым», а масложор часто встречается. На машины с платформой B0 можно ставить 1,6-литровые двигатели Н4М с алюминиевым блоком цилиндров, которые устанавливаются на XRAY Cross, но почему-то не на обычный XRAY.
Коробки
«Гранта» комплектуется коробками трех видов: пятиступенчатой ручной и роботизированной от ВАЗ-2108, а также четырехступенчатым гидромеханическим автоматом Jatco. Для Lada XRAY доступны только механическая и роботизированная коробки передач вазовского производства.

Подвески
«Гранта» может войти в историю как последняя отечественная легковушка без подрамника. Когда-то кузов был несущим, поскольку к нему крепились рычаги подвески, растяжки, стабилизатор поперечной устойчивости и рулевой механизм. По тем меркам жесткость кузова считалась достаточной для нормальной управляемости. Однако крепление подрамника к лонжеронам в четырех точках все-таки лучше. К нему крепятся рычаги подвески, рулевой механизм, стабилизатор поперечной устойчивости и даже задняя опора силового агрегата. Такая схема повышает безопасность автомобиля при аварии.

Вначале на Lada XRAY устанавливали рычаги А-образного типа, как у Логана, а затем перешли на L-образные, подобные рычагам «Весты». У «Гранты» задние амортизаторы находятся внутри пружин, их нижние концы поддерживают балку. В XRAY пружины и амортизаторы разнесены. Благодаря такому решению можно получать модификации подвески с разной грузоподъемностью, а автомобиль управляемость лучше.
Тормоза
Тормозам «Гранты» уже около сорока лет. Правда, передние диски стали вентилируемыми. Задние тормозные цилиндры же имеют номер из каталога ВАЗ-2105: смех и всё! Автомир давно выпускает цилиндры с свободными поршнями, а автоматическое устройство в распорной планке обеспечивает оптимальный зазор по колодкам, равно как и самоподвод стояночного тормоза. Такой же стоит на Lada XRAY.

Рулевое управление
Обе машины оснащены электроусилителями руля. Характеристики усилителей различаются незначительно, но претензий к работе практически нет. Рулевые механизмы имеют принципиальные различия. На «Гранте» из центра рулевой рейки к колесам идут длинные рулевые тяги: очевидна металлоемкость и несовременность конструкции. У Lada XRAY рулевой механизм крепится к балке передней подвески, а его концы короткими рулевыми тягами соединяют с поворотными кулаками.
Бортовая сеть
Электропроводка «Гранты» предпочтительнее для пользователя и сервисмена из-за большого числа разъемных соединений, повышающих ремонтопригодность машины. Lada XRAY не использует разъемы: это проще и дешевле, но ремонт такой проводки затруднителен.
Салон
«Гранта» мало места, особенно зимой в тёплых нарядах людям тесновато. Спереди люди часто цепляются локтями, сзади вообще «коммуналка», если едет трое. XRAY на этом фоне – вполне вместительная машина на пять мест.



Итог
Лада ХRAY заметно комфортнее и современнее «Гранты». С другой стороны, у «старушки» меньше стоимость, лучшее качество ремонта и легкодоступные запчасти. Что важнее для вас?