Раллийные моторы выдерживают лишь 5000 км: Liqui Moly помогает продлить ресурс
Алексей Ковальчук, раллийный гонщик с 25-летним стажем и эксперт в области подвески, стал одним из первых технических партнёров «Академии Ралли». В интервью он рассказал о создании гоночных автомобилей и поделился своим опытом в автоспорте. Он объяснил, каким образом настраивают двигатель и подвеску для ралли, какие нагрузки испытывает техника, и почему она изнашивается значительно быстрее обычных автомобилей. И самое главное — кто и как обеспечивает её обслуживание.

Академия Ралли предлагает услугу аренды автомобилей с полным комплектом необходимого оборудования»
Академия Ралли была основана в начале 2010-х и представляет собой оригинальный проект, предоставляющий готовые раллийные автомобили в аренду для всех, кто хочет попробовать свои силы в ралли. По словам Алексея, одного из инициаторов, для создания монокубка на базе хэтчбеков Volkswagen Polo была сформирована команда специалистов и привлечены партнёры-поставщики. Автомобили находились в собственности Академии и предоставлялись гонщикам в аренду «под ключ» – с комплексным техническим обслуживанием, топливом и необходимым оборудованием. «Принцип работы следующий: наша команда разрабатывает автомобили. Эти машины принадлежат Академии Ралли и сдаются в аренду под ключ всем желающим участникам. Стоимость аренды составляет 200 тысяч рублей. В эту сумму входит автомобиль, топливо, комплект колёс для гонки, экипировка, клубная одежда и техническое обслуживание» . Данная стратегия оказалась эффективной в течение нескольких сезонов (2013–2016) и предоставила возможность десяткам пилотов впервые принять участие в ралли, не приобретая или не модифицируя собственное транспортное средство.
Компания Алексея, занимающаяся разработкой спортивных подвесок, сразу же стала важным техническим партнёром Академии. «Нам удалось победить в тендере на поставку подвески, что позволило начать сотрудничество с Академией Ралли» , – так было», – рассказывает гонщик. Более ста раллийных автомобилей, созданных Академией, были оснащены амортизаторами, произведенными им. Позже Алексей присоединился к проекту в качестве пилота: его команда выступала на раллийных VW Polo, подготовленных Академией, а технические улучшения проводились совместно.
Путь гонщика: от мечты до чемпионства
С самого детства Алексей мечтал о карьере гонщика. «У кого-то мечта стать космонавтом, у кого-то – милиционером, а я решил: стану гонщиком» , – улыбается он[7]. В 90-е годы попасть в автоспорт представлялось непростой задачей: секции расформировывались, и возможность официально участвовать в гонках предоставлялась только лицам старше 18 лет. Алексей попробовал свои силы в картинге, поступив после девятого класса в технический колледж при заводе АЗЛК, чтобы получить доступ к спортивной секции. Однако дальше одного показательного круга его увлечение не продвинулось. По-настоящему страсть к ралли охватила его после гонки «Русская зима» – школьник случайно оказался зрителем и «заразился ралли окончательно».
В 1995 году произошел переломный момент: Алексей увидел припаркованный во дворе дома раллийный ВАЗ-2108 с каркасом безопасности. Он провел около четырех часов возле подъезда, ожидая владельца: «Четыре часа я просидел на лавке, ожидая хозяина» , – вспоминает Ковальчук. Им был опытный пилот Антон Захаров. Юный поклонник набрался смелости и спросил: «Дяденька, а как в автоспорт попасть? Я на всё согласен!». Захаров был впечатлен энтузиазмом юноши и вскоре пригласил его в свою команду в качестве ученика механика. Таким образом, Ковальчук начал изучать гонки с самого начала, одновременно обучаясь на кафедре автомотоспорта.
Алексей начал соревноваться самостоятельно в начале 2000-х и вскоре привлек к себе внимание. В 2004 году он завоевал титул чемпиона России по ралли, выступая на Volkswagen Golf III. С тех пор Ковальчук постоянно участвует в национальных раллийных соревнованиях и передает свои знания начинающим гонщикам. В настоящее время он готовит молодых пилотов в Академии и даже дает советы близким, как безопасно водить автомобиль. «Сначала я сам обучал жену вождению, и теперь я спокоен за неё, поскольку она уверенно управляет автомобилем, обдуманно и осознанно» , – признаётся он, акцентируя важность качественного обучения.
В данной статье рассматривается конструкция и износ подвесок, используемых в раллийных автомобилях
Алексей сейчас возглавляет собственную мастерскую, специализирующуюся на подготовке подвесок и обслуживании спортивных автомобилей. Он подшучивает, что их сервис сосредоточен исключительно на подвеске: ежедневно к ним обращаются клиенты, стремящиеся установить пружины с заниженной жесткостью или спортивные амортизаторы для повышения управляемости. Однако ключевым направлением является подготовка автомобилей к ралли. После каждой гонки машина проходит полную очистку и разборку для проверки: «После гонки автомобиль был вымыт… демонтируются агрегаты, проводится комплексная ревизия… осуществляется полная проверка всех компонентовё» , – это рутинный процесс. Спортивные узлы испытывают значительные нагрузки и быстро изнашиваются, поэтому нуждаются в регулярном обслуживании. Для достижения оптимальных результатов амортизаторы перебираются после каждого ралли – в отличие от гражданских водителей, которые «установил и пока не возникало проблем» .
Рабочая температура гоночного амортизатора может достигать 160 °C и превышать его, при этом масло внутри него подвергается термическому разложению. «температура корпуса в 160 градусов считается нормальной. Мы откачиваем масло и проветриваем мастерскую в течение трех дней ю, так воняет жжёным», – рассказывает Алексей. Применение специализированных гоночных жидкостей делает практически невозможным поиск им альтернативы среди общедоступных продуктов. В результате, износ компонентов в ралли настолько значителен, что ресурс кузова может составлять всего несколько тысяч километров.
Мастерская KMS (Kovalchuk Motor Sport) поддерживает партнерские отношения с различными гоночными командами. Подвески, разработанные Алексеем, используются в автомобилях Академии Ралли с 2013 года. В настоящее время его команда и «Академия» совместно используют базу и обмениваются опытом. Технологии, проверенные в раллийных гонках, находят применение в кольцевых гонках, и наоборот. К примеру, перейдя в трековый класс «Туринг-Лайт», «Академия» предоставляет свои разработки по турбомоторам, которые Алексей интегрирует в раллийные Polo R2. Такой взаимовыгодный подход позволяет повысить как скорость, так и надёжность автомобилей.
Liqui Moly отмечает 25 лет: подтверждено опытом участия в гонках
Алексей уже почти четверть века использует смазочные материалы Liqui Moly – для всех своих автомобилей. Их знакомство началось в 2001 году, когда компания Liqui Moly только начинала свою деятельность на российском рынке. В то время Алексей уже добивался успехов в гонках, но сталкивался с проблемами надёжности двигателей при использовании других масел. После завершения одного из сезонов к нему обратился представитель Liqui Moly с предложением о спонсорской поддержке. Гонщик поначалу отнёсся к этому с опаской, так как каждый отказ двигателя в гонке влек за собой значительные финансовые потери. «Замена двигателей – это не простая замена масла, это затраты в полмиллиона рублей. Я не заинтересован в проведении экспериментов» , – предупреждал он. Тогда Liqui Moly предложила весьма выгодные условия: полный набор масел, финансирование участия и даже письменную гарантию компенсации ущерба в случае поломки, вызванной дефектом масла. Ковальчук решился на этот шаг – и сразу же одержал победу в следующей гонке. «Мы приняли участие в этой гонке и одержали победу… Это всем понравилось. Так все и началось» , – вспоминает он. Так началось партнёрство, продолжающееся до сих пор.
Все машины Алексея – личные, сервисные, гоночные – уже два десятилетия водители выбирают Liqui Moly. Масла этой марки доказали свою надёжность в самых сложных условиях раллийных гонок. «Отсутствуют какие-либо замечания… Описание остается точным, продукт обладает стабильными свойствами» , – по словам Алексея, ресурс Liqui Moly превосходит другие бренды. В его опыте не встречалось ситуаций, когда отказ двигателя был вызван некачественным маслом. Даже автомобили клиентов, ежегодно проезжающие 30–40 тысяч километров, показывают отличные результаты при использовании этих масел. Liqui Moly присутствует на российском рынке и продолжает свою деятельность. Ковальчук отмечает, что для некоторых узлов, например, подвески, могут потребоваться специальные жидкости, но двигатель и трансмиссия его автомобилей полностью обслуживаются маслами Liqui Moly – выбор, который подтверждается участием в гонках на протяжении 25 лет.
Масла Liqui Moly получили признание в раллийной среде, когда во время одного из этапов произошло пробитие мотора — масло вытекло, и двигатель испытал масляное голодание. Примечательно, что масляный клин оказался достаточно плотным, и после завершения этапа при осмотре выяснилось, что мотор не получил повреждений. «Разобрали двигатель и увидели, что все вкладыши, коленвал, поршни – все исправно. Собрали обратно — и дальше в бой». Недавно, на шестом этапе ралли «Донские просторы», в Волгодонске команда одержала победу, демонстрируя агрессивную тактику. Двигатель испытал значительную нагрузку — «Температура достигала 108–110 градусов. Мы двигались в режиме перегрева, не экономя мотор, и выиграли шесть участков подряд, при этом двигатель работал без признаков каких-либо неисправностей», — поделился гонщик. «За годы участия в раллийных гонках неоднократно возникали ситуации, когда двигатель работал в условиях перегрева и экстремальных нагрузок, однако на масле «Ликви» оно всегда доводило нас до финишной прямой».
Механики в ралли: скорость и креативность
В автоспорте успех зависит не только от навыков гонщика, но и от работы команды механиков. Поиск квалифицированного спортивного механика оказался сложной задачей. Недавно Ковальчук потерял своего ведущего мастера, который проработал шесть лет – специалист испытал профессиональное выгорание и усталость от постоянных поездок на гонки. Пришлось срочно готовить нового сотрудника, начиная с самых основ». Готовых спортивных механиков нет, – констатирует Алексей. В команду присоединился молодой специалист, квалифицированный автослесарь, однако не имеющий опыта участия в гонках. Чтобы адаптировать его к требованиям ралли, потребовалось изменить его устоявшиеся представления. «Обычному механику не хватает творческого подхода, … не хватает скорости» , — объясняет он. Механику на гонках необходимо действовать быстро и находить нестандартные решения: каждая деталь должна быть максимально легкой и легко заменяемой. К тому же, не всегда требуется повышенная прочность.
По привычке новый механик первоначально пытался всё перестраховать – чрезмерно усилить узлы машины. Ковальчук остановил эту затею: «Понимаю, что когда автомобиль полностью выйдет из строя, останется только эта опора двигателя. Это меня не касается» , – говорил он новичку. Суть заключается в том, что чрезмерная надежность достигается за счет веса, и это негативно сказывается на результате. «Когда автомобиль может проехать пять тысяч километров по кузову за все время эксплуатации, это считается отличным показателем!» – образно оценивает Алексей ресурс раллийной машины. Зачем создавать прочную деталь, рассчитанную на миллион километров пробега, если сам автомобиль не продержится так долго? Дополнительный вес снижает динамику, увеличивает нагрузку на тормозную систему и трансмиссию. Таким образом, опытный раллийный механик должен обладать инженерными навыками и проявлять изобретательность, чтобы находить компромисс между надёжностью и скоростью. Именно таких специалистов Алексей стремится развивать в своей команде.
Немцы, китайцы и современный автосвет
В заключение беседы Алексей высказал свою точку зрения на современный автомобилизм и культуру вождения. По его мнению, в России отсутствует комплексный подход к подготовке водителей. В качестве примера он привел немецкую систему, где получение водительского удостоверения – более сложный процесс: кандидату предстоит два года практических занятий с инструктором по дорогам с ограниченным движением, прежде чем он сможет выезжать на скоростные автомагистрали. В России, по словам Алексея, начинающие водители «просто выплёвывают на дорогу», в результате чего наблюдается значительное число дорожно-транспортных происшествий, связанных с недостаточной квалификацией водителей. Ему неприятно наблюдать беспорядок, возникающий из-за электросамокатов и каршеринга в городских условиях. «Мне непонятно, сколько людей должно ещё пострадать и сколько усилий потребуется, чтобы положить конец этому безумию» , – это вызывает возмущение», – эмоционально заявляет он, говоря о несанкционированных гонках на арендованных автомобилях. Ковальчук считает, что в России пока отсутствует автомобильная культура и уважение к другим участникам дорожного движения, однако эту ситуацию необходимо изменить.
Алексей предпочитает автомобили известных брендов, которым доверяет. «Немецкие производители разрабатывают свои автомобили, ориентируясь на требования автобанов . И моторные масла также изготавливаются с учетом аналогичных условий эксплуатации. Именно поэтому я обслуживаю свои автомобили LiquiMoly», – отмечает он, подчеркивая высокую надежность немецких автомобилей. Неслучайно многие российские автолюбители, предпочитающие динамичную езду, выбирают BMW, Mercedes, Porsche – эти машины спроектированы для ежедневных поездок на скорости до 200 км/ч и способны выдерживать значительные нагрузки. Однако, как считает Ковальчук, в будущем пальму первенства могут перехватить другие производители. Недавно он посетил Китай и был впечатлен достижениями: «Я побывал, как на другой планете», – признаётся гонщик. Пока в России обсуждают строительство высокоскоростных магистралей, в Китае они уже функционируют. Китайцы уделяют столь большое внимание внутреннему рынку, что, по словам Алексея, иногда обращаются к нам с вопросами: «А разве за Великой стеной кто-то живёт?» . Китайский автоспорт переживает период стремительного развития. Команды из КНР планируют принять участие в ралли-рейде «Дакар» уже в 2026 году, а внутри страны регулярно проходит собственный многодневный марафон «Климакан Ралли». Ковальчук ознакомился с прототипами китайских раллийных автомобилей и отмечает, что их уровень произвёл на него сильное впечатление: «У них там всё внутри хорошо», – он разводит руками, подразумевая, что китайским инженерам не требуется внешняя поддержка.
Алексей уверен, что китайские автопроизводители в перспективе нескольких лет смогут добиться значительного прогресса и составить конкуренцию европейским компаниям. «Если китайцы решат выполнить задачу… они превзойдут все ожидания сотрут всю автомобильную промышленность – европейскую, американскую, британскую . Другое дело, чем это все обслуживать. Даже если я пересяду на «китайца» в обычной или гоночной жизни, я не планирую менять партнёра по маслу. Наше сотрудничество настолько тесноеи настолько доверительное — уверен, мы вместе будем изучать потребности китайских моторов и подобирать масла и технические жидкости, защищающие от износа».
Несмотря на то, что российские автолюбители по-прежнему высоко оценивают немецкие автомобили и проверенные временем решения, опыт Алексея демонстрирует: в автоспорте решают креативность, надёжность и способность приспосабливаться к меняющимся условиям. Именно эти характеристики – как в технике, так и у людей – позволяют справляться с износом раллийных автомобилей и занимать первые места на финише.