Культовые советские мопеды: ностальгия пяти любимцев парней из СССР

Мопеды привлекали своей доступной ценой, которая была существенно ниже цены мотоциклов. Ещё одним плюсом считалось то, что на мопеде можно было ездить без прав. Хранение не требовало много места: его можно было поставить на балконе или найти уголок у подъезда. Люди старшего поколения с теплотой вспоминают поездки на дачу на мопедах и труд по огородам, который обеспечивал семью продуктами. Без техники уход за участком был сложным делом. Мопеды пользовались популярностью и среди жителей села: на манёвренном и недорогом транспорте можно было совершить поездку за продуктами или в лес за грибами и ягодами. Простые по сути мопеды вызывают ностальгию у всех, кто рос в СССР. Расскажем о пяти культовых моделях, которыми мечтали советские парни.

Легенда львовского мотозавода — «Верховина»

Первая модель мопеда «ВерховинаВышла с конвейера львовского мотозавода в 1970 году. Несмотря на то, что водительское сиденье рассчитано на одного человека, на технике передвигались до трёх человек сразу — последний сидел на багажнике в конце рамы. Парни разгонялись по шоссейной дороге до 50 км/ч. Двигатель Ш-51 позаимствовали у ковровцев.

С 1977 года выпускалась модель «Верховина-6» с двигателем Ш-57 Ковровского мотозавода. Инженеры обновили крылья, седло, накладки на бак. Стоимость такого мопеда составляла 220-226 рублей. Самым дорогим вариантом был мопед с хромированными крыльями и ободами. Эксперты считают модернизацию успешной: этот мопед считался самым быстрым в СССР. В СССР выпуск серии «Вероховина» завершился на седьмой модели в 1981 году. Однако в магазинах ещё довольно долго хранились приборы этой знаменитой линейки. Львовский мотозавод модернизировал производство и выпускал более современные мопеды, отвечающие европейским нормам. С 1981 года выпускались мопеды «Карпаты».

Не скоростная, но модная модель — «Карпаты»

Мопеды «Карпаты» сегодня можно увидеть в музеях советских ретроавтомобилей, а также у частных коллекционеров, где сохранились отличные экземпляры. Львовский мотозавод выпускал эту модель с 1981 по 1997 год. Пришедшие на смену «Верховине» — «КарпатыМодель отличалась типом переключателя скоростей – на руле или ножным рычагом, как на мотоциклах, и стала популярна среди молодежи. Мопед «Карпаты» не имел педалей велосипедного типа. Это придавало ему сходство с мотоциклом лёгкой категории.

Скорость «Карпат» не достигала скорости «Верховины», максимальная скорость составляла 40 км/ч. Модель всё же была популярна из-за сходства с мотоциклом по дизайну. До 1997 года изменения в модели не вносились: бензобак и измененный задний фонарь сохранялись до выпуска последнего экземпляра советского мопеда.

Европейский лоск и комфорт: «Рига»

Мопеды выпускались на латышском заводе «Красная звезда» («Саркана звайгзне») с 1958 по 1998 год. Первая модель, названная «Spriditis», не была принята. В связи с этим инженеры решили изучить опыт чешских производителей компании Jawa. Совместными усилиями создана новая модель. В 1960 году выпустили первые десять мопедов Рига-1. К 1965 году с конвейера сошло уже 90 тысяч штук. РигаСвоим европейским дизайном и удобством для водителя эта модель выделялась среди сородичей. И во время дождя можно было добраться до места назначения в чистых брюках, благодаря глубоким подкрылкам. Сельским жителям важно было комфортно ездить по ухабам, и для этого у «Риги» была установлена пружинная подвеска.

Движение в любое время суток было комфортным благодаря качественному освещению модели. Инженеры значительно доработали систему зажигания. Мопед с техническими характеристиками, привычными для этого вида транспорта, внешне очень напоминал мотоцикл, при этом стоил дешевле. С каждым новым выпуском «Рига» совершенствовалась: водители отмечали высокое качество сборки. Мини-мокика «Рига-26/30» хорошо помнят выходцы из СССР. Это модифицированная модель – гибрид скутера и мопеда. Модель была популярна у водителей, у которых не было места для хранения более крупной техники. Вес модели составлял 150 килограммов, его можно было легко разместить в багажнике автомобиля.

Чешко-советский мини-мокик — «Стелла»

В 1987 году рижский мотозавод заключил соглашение с чешским заводом «ZVL-Kolarovo» о совместном производстве мини-мокика. Стелла». Важным моментом стало налаживание производства моделей в Чехословакии и Латвии. С 1990 по 1997 год выпускался мини-мокик.

В стильном и продвинутом «полтиннике» экипажная часть была советской, а двигатель чехословацким. На мини-мокик устанавливали также наши моторы, производимые в литовском городе Шяуляй (V-50, V-501, V-50M, V-501M). Успех модели обеспечивался также качественным дизайном и эргономикой; водители отмечали удобство сиденья.

Советский мопед-«внедорожник» — «Дельта»

Мопеды «Дельта» выпускали в Чехословакии и Латвии на Рижском заводе Красной Звезды с 1986 года. Модели, произведенные в союзной республике, комплектовались прибалтийскими двигателями V-501. В Чехословакии устанавливали двигатели Jawa, признанные более современными. Разработанная на базе «Риги» модель отличалась компактными размерами. Стильная и дизайнерски проработанная «Стелла» напоминала миниатюрный спортивный мотоцикл, особенно из-за высокого заднего щитка.

На мопеде можно было достичь скорости в 45 километров в час. Молодежь часто пользовалась «Стеллой» для поездок, чему способствовала удачная конструкция корпуса и подвески. Владельце советской «ДельтыЯвовский двигатель считался выносливым, а вот чешские мопеды ценили за качество и надежность. Весил такой мопед всего 60 килограммов, а мощность его двигателя V-50/501 составляла 1,78 л. с. Владельцы «Дельты» высоко оценивали проходимость модели: даже сложные участки без труда преодолевались, что принесло ей репутацию самого лучшего по этой характеристике мопеда в СССР. Модернизированные версии «Дельты» стали применяться в спорте и туризме. Разработчики существенно изменили дизайн мопедов «Дельта-люкс». На эти модели ставили хромированные щитки передних колес и указатели поворотов. Фото: drive2.Ранее наш портал рассказывал, что вНовый мотоцикл «ИЖ Планета-5» 1993 года выпуска выставлен на продажу в России. .