Конец проекта «Волга Сибер»: история создания и завершения

В нынешнем году празднует десятилетие выпуск модели из линейки легковых автомобилей Горьковского автомобильного завода. Volga Siber.
Горьковский завод неоднократно пытался создать современную машину вместо измученной бесконечными модернизациями «двадцать четвёртой» «Волге», в том числе с передним и полным приводом, но все попытки оказывались неудачными. До мелкой серии добрались лишь модели. ГАЗ-3105 и ГАЗ-3111Автомобили, превосходящие «Волгу» по уровню и стоимости.
В Нижнем Новгороде возврат к изначальному назначению завода — производству лицензированных ино kema rских моделей. В качестве прототипа выбрали седан. Chrysler SebringИзготовленный в 2000 году, этот автомобиль не являлся новейшим проектом, однако был гораздо современнее выпускавшейся тогда «Волги». В 2006 году холдинг Олега Дерипаски, владевший ГАЗом, за 150 миллионов долларов приобрел оборудование предприятия Sterling Heights, собиравшего «Себринг» и схожую модель Dodge Stratus.

На выставке «Интеравто» в августе 2007 года продемонстрировали предсерийный прототип автомобиля под названием GAZ Siber, представляющий собой «обрусевшую» версию. В июле 2008 года началось серийное производство модели, названной Volga Siber. Несмотря на то что по виду это был рестайлинг исходного «Крайслера», конструктивные изменения были значительными.
Британское ателье Ultramotive модернизировало внешний вид новыми фарами и бамперами, сделав его строже и более изящным. Подвеску настроили под европейские стандарты, улучшив управляемость. Клиренс увеличен с 110 до 140 мм, что всё равно мало для российских условий при длине автомобиля под пять метров. Внесли изменения даже в такую мелочь, как стандарт резьбы: повсеместно заменили дюймовую на метрическую. Некоторые неудачные решения, такие как аккумулятор, расположенный под бампером и доступный только при снятом колесе, остались.

Производство предполагало широкий спектр модификаций: двигатели объемом 2,0 и 2,4 литра с четырьмя цилиндрами, механические или автоматические трансмиссии, комплектации Comfort и Luxe. В 2008 году планировалось выпустить десять тысяч единиц, в 2009 – сорок пять тысяч.
Реальность внесла коррективы в проект. Начали выпуск с варианта, оснащенного мотором объёмом 2,4 литра и «автоматом». Механическая трансмиссия появилась только в апреле 2010 года, а двухлитровая версия так и не увидела света, как и двигатель V6 2.7 л, внедрение которого также обсуждалось. Всё из-за практически нулевого спроса. Даже скорректированный в связи с финансовым кризисом план производства на 2008 год не сбылся: на заводе выпустили 1717 машин вместо трёх тысяч, а продали только 428 седанов.

В 2009 году ГАЗ планировал реализовать как минимум восемь тысяч автомобилей, такое количество машинокомплектов было закуплено заранее. Однако и этот план не был выполнен — уже в марте выпуск «Сайбера» прекратили. Все могло бы закончиться этим, если бы не вмешательство государства. В июне завод возобновил работу для выполнения государственного заказа: для МВД и МЧС было изготовлено 188 и 256 машин соответственно. За год ГАЗ выпустил 2151 экземпляр «Волги Сайбер», а продано 2780 автомобилей.
В 2010 году государственная программа утилизации, дополненная акцией ГАЗ со скидкой 70 тысяч рублей к стандартным пятидесяти тысячам, позволила повысить производство до 5065 машин и продажи — до 5490 единиц. Тем не менее, этого было недостаточно для сохранения проекта, и в октябре модель покинула рынок.

За все время было продано 8933 экземпляра модели Volga Siber. Нераспроданные автомобили отправили работать в такси Краснодарского края, а на модернизированной линии конвейера заняли свои позиции модели группы Volkswagen. новой легковушки от Горьковского автозавода мы, похоже, уже не увидим никогда…