Концепт Honda FCX. Тихая и чистая энергия

Honda FCX Concept. Без шума и пыли

Концепт Honda FCX. Стоимость: неопределённая. Выпуск: с 2008 года.

Honda FCX Concept

© Фото: Honda

Хонда отпраздновала Международный день химика презентацией нового поколения авто на топливных элементах. FCX Concept отказался от двух электромоторов, что сделало его доступнее и приблизило к серийному производству.

Honda FCX Concept

© Фото: Honda

После показа на токийском салоне 2006 года нового поколения Honda FCX Concept стало ясно: будущее уже здесь. Двигатели внутреннего сгорания и коробки передач можно отправлять на свалку. В 2008 году в США и Японии Honda намерена начать реализацию (сначала в лизинг, затем в свободной продаже) серийной модели автомобиля на топливных элементах. Последний вариант FCX (Honda уже разрешает представителям прессы его тестировать в определенных местах) — фактически готовый образец для производства. От массового он отличается лишь тем, что собран в лабораторных условиях. Понятно, что изменений в оформлении и эргономике салона избежать не удастся, но узлы и агрегаты привода трогать не будут.

Honda FCX Concept

© Фото: Honda

В сравнении с предшественником FCX Concept лишился двух электромоторов, каждый из которых работал на заднее колесо. Вместо них инженеры усовершенствовали двигатель для передней оси, сделав его мощнее (95 кВт в диапазоне 3500-10500 мин-1), компактнее и легче. Появилось преимущество компоновки: входной вал мотора расположен соосно с выходным валом редуктора, создавая коаксиальный агрегат. Это уменьшило габариты привода. Через главную передачу и дифференциал мощность поступает на колеса обычным способом — карданными валами со ШРУСами.

Топливные ячейки (Fuel Cell Stacks) должны работать при температуре до 900°С, но окисление водорода интенсивно выделяет тепло. Отвод тепла производится привычным методом. Напоминаем схему силового агрегата с элементами Fuel Cell.

Honda FCX Concept

© Фото: Honda

Водород служит сырьем для производства электроэнергии. В будущем автовладелец сможет пополнять запасы этого газа на обычной заправочной станции. Источником электрической энергии является процесс окисления (вступление в химическую связь с кислородом воздуха). По такому же принципу работают обычные аккумуляторы, находящиеся во всех автомобилях. За исключением одного: после запуска двигателя внутреннего сгорания в аккумуляторе протекают восстановительные процессы. От блока топливных ячеек электричество поступает к электромотору по проводам, далее — как обычно. Но у FCX Concept есть еще и дополнительный источник энергии — литий-ионная аккумуляторная батарея высокого напряжения (более 300 В). Такие батареи давно применяются в массовом порядке; им дал «тупиковый» гибридный привод.

Honda FCX Concept

© Фото: Honda

Итак, проверим возможности этого водородного троллейбуса. Водород в пол, поехали. Ощущения действительно как при старте общественного транспорта на электротяге: между представителем «рогатых» и FCX Concept разница одна: детище Honda производит живительное напряжение на борту, а троллейбус получает его уже готовым к употреблению от внешнего источника. Теперь все потребительские рассуждения о «подхвате на низах», «турбояме», «эластичности» можно считать ретроградством. Достаточно взглянуть на характеристику любого электромотора. С точки зрения постоянно меняющихся условий движения автомобиля кривая момента близка к идеальной. Это позволяет отказаться от коробки передач, а адаптировать момент и обороты двигателя лишь с помощью одной планетарной передачи — просто и изящно.

Honda FCX Concept

© Фото: Honda

При передаче энергии по проводам элементы силового агрегата и привода не жестко связаны друг с другом. Инженеры могут размещать их, руководствуясь комфортом пассажиров, развесовкой в продольной и поперечной плоскости и т. д. Благодаря однообъемной компоновке (следствие агрегатной части Fuel Cell), места в салоне предостаточно. При сохранении общей длины машины ее «ранг» можно повысить на одну-две ступени! Колесная база у FCX Concept — 2800 мм — полноценный Е-класс! И это не только в размерах дело. FCX не шумит, не дымит, идет очень плавно. Чем не представительский автомобиль! Когда машины на топливных элементах станут доступны для рядового потребителя, отпадет проблема экономии денег на «комфортных» опциях в пользу более мощного мотора. Красота!

Honda FCX Concept

© Фото: Honda

Домашние приборы исчезли. Водитель получает все данные с дисплея, где собрана шкала мощности силового агрегата, индикатор запаса водорода и другие показатели. На киловаттной шкале видно, какая часть энергии поступает от Fuel Cell, а какая от литий-ионной батареи. Водитель также сможет заметить, когда начинается зарядка высоковольтного аккумулятора от рекуперации энергии торможения. С опытом он будет поддерживать заряд на высоком уровне, не сильно теряя в динамике.

Где нам достать столько водорода, и чтобы он был экологически чистым? Транспортное топливо должно быть безвредным для окружающей среды, иначе смысл от всего этого нет. Будет ли водород в будущем таким же доступным, как метан сейчас? Необходимо использовать возобновляемые источники энергии: солнечную радиацию, ветер, приливы. Может быть, нанотехнологии помогут решить эту проблему.

Вождение

Руль несколько длинный. Из-за большой колесной базы и малых свесов автомобиль устойчив при прохождении поворотов, крена в поперечной плоскости мало.

Салон

На передних и задних сиденьях достаточно места для головы и ног.

Комфорт

Работа силовой установки практически бесшумна, даже при большой скорости.

Безопасность

Компактный дизайн превосходно отвечает современным стандартам пассивной безопасности, но прослужит ли топливный бак с водородной смесью?

Цена

Предполагают, что условия будут смягчёнными.

Технические характеристики Honda FCX Concept
Габариты, мм 4760/1865/1445
Двигатель Синхронный двигатель переменного тока мощностью 129 лошадиных сил при частоте вращения от 3500 до 10500 оборотов в минуту.
Трансмиссия Одноступенчатый планетарный редуктор, карданные шарниры с внутренними шлицевыми соединениями.
Динамика 0-100 км/ч, c н.д.
Максимальная скорость, км/ч 160
Конкуренты BMW Hydrogen7, Mazda RX-8 Hydrogen

Достоинства и недостатки

Машина не выбрасывает вредных веществ, имеет тихий ход как снаружи, так и внутри салона.

Хранение водорода под высоким давлением в газообразном виде и недостаточно развитая инфраструктура.

Наше мнение

Honda FCX Concept

© Фото: Honda

Honda продолжает исследования по снижению стоимости производства топливных элементов и их интеграции в современные автомобили, благодаря чему будущее транспорта может стать экологичным. Распространению топливных элементов препятствует развитие инфраструктуры.