Кому выгодны повышенные сборы с автомобилей от АвтоВАЗа?
С первого августа в России увеличится сбор за утилизацию автомобилей. Посмотрим, кто выиграет от этого и как скажется нововведение на цене новых машин.
Повышение утильсбора коснется как юрлиц, так и физлиц, в том числе ввозящих машины для личного пользования. Сбор с граждан не будет единым, а дифференцированным – по объему двигателя. Покупатели мощных импортных автомобилей столкнутся с резким ростом расходов: за ввоз автомобиля с двигателем от 3 до 3,5 л придется заплатить 970 тыс. руб., свыше 3,5 л – 1,2 млн руб. Дилеры готовятся переписать ценники, заявляя о миллионном приросте стоимости иномарок из новых поставок.
Покупатель продукции ВАЗа, скорее всего, не заметит роста утилизационного сбора: за произведенные в России автомобили компенсацию рассчитывают с учетом уровня локализации.
Наименование «утилизационный сбор» не вполне понятно. По существу это похоже на таможенные пошлины. Россия ввела его в 2012 году, когда под давлением ВТО вынуждена была снижать ввозные пошлины, и сбор компенсировал их почти пропорционально. Размер сбора зависит от типа транспорта (легковой, коммерческий и т. д.), объема мотора, а также от того, кто ввозит – физическое лицо или организация.
В Минпромторге считают, что повышенный сбор не повлияет на рост цен, так как стоимость будет компенсирована программами государственной поддержки отрасли. Компенсация утильсбора была предусмотрена ранее, но касалась только местных производителей – АВТОВАЗа, УАЗа, КАМАЗа и иностранных сборщиков с заключенными специальными инвестиционными контрактами (СПИК). Сегодня СПИК подписал только завод Haval в Тульской области.
В правительстве считают, что увеличение утильсбора стимулирует создание новых производств вместо ушедших. На практике этот процесс развивается медленно: перезапущенные заводы «Москвич» (бывший Renault) и калининградский «Автотор» занимаются сборкой китайских автомобилей в крупноузловом формате, что по прежним правилам не давало бы им возможности претендовать на существенные льготы.
Повышение утилизационного сбора – это возможно, способ поддержки российских автозаводов, упрощая формирование ценовой политики. Если отечественные производители не могут конкурировать с импортом по цене, приходится использовать такие меры. Устранив зарубежную конкуренцию, они смогут без проблем повысить цены еще больше, так как спрос будет неизменным. Поэтому появление версий Lada Vesta за два миллиона рублей к концу года – вполне вероятно.
Отсутствие логики в росте утильсбора на 120 тысяч для машин среднего класса очевидно. Снижение доходов граждан и рост цен на авто сопровождаются замедлением обновления автопарка. Ранее Президент поручил правительству решить вопрос с завышенными ценами на автомобили, однако получается обратное. Это указывает на лоббистские действия со стороны отечественных производителей. Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин шутливо предложил переименовать утильсбор в «налог АВТОВАЗа».
АВТОВАЗ использует убедительный аргумент: защитные меры сохранят рабочие места в отрасли. Благодаря этому предприятие регулярно получает привилегии от правительства. Недавно г-жа Матвиенко резко высказалась по поводу расходования вазовских средств, отметив, что за двадцать лет государство инвестировало в компанию более одного триллиона рублей, а результаты оказались минимальными. Не повторится ли это и сейчас? Увеличат утильсбор, цены, но отечественный автопром продолжит оставаться на уровне иранского, где за все годы санкций не было создано ничего нового.

Что еще почитать:
Нехватка рабочих рук приводит к низким зарплатам на российских заводах.
Алчность провоцирует нищету: в России все меньше людей смогут позволить себе приобретение новых автомобилей.
Увеличение налогов на импорт автомобилей окажет разрушительный удар по российскому автомобильному рынку.