Команды «Формулы-1» в Хересе перед битвой
Встречи перед гонками в Хересе: демонстрация команд Формулы-1.
Запоминающаяся первая тестовая сессия «Формулы-1» в Хересе показала эффектный дебют Ferrari, сильное разочарование McLaren, проблемы Даниила Квята и определила расстановку сил перед началом гоночного сезона.

В отличие от гоночных команд, которые зимой трудятся над машинами для следующего сезона на своих базах, для фанатов Формулы-1 новый год начинается с первых предсезонных тестов. Если раньше, при отсутствии ограничений на испытания и индивидуальных тестах каждой команды, это были малопривлекательные мероприятия, то теперь, с жестко установленными FIA количеством тестов, все иначе.
Хорошо это или плохо – вопрос спорный. Федерация стремится заставить команды экономить и уравнять шансы команд с разным уровнем достатка. Но вряд ли Ferrari будет дешевле ездить в Херес и Барселону, чем испытывать машину во Фьорано в 100 метрах от собственного гоночного отделения. У Toro Rosso под боком «Автодром Энцо и Дино Феррари» в Имоле, у команд базирующихся в Англии – пусть и холодный, но близкий Сильверстоун… Впрочем, одно бесспорное преимущество ограничения на тесты все же есть: команды, за редким исключением, теперь не пропускают их, полностью заполняя паддок. Тестовые сессии превращаются по сути в полноценный «гоночный уик-энд», разве что без гонки в финале. А это привлекает на трибуны множество поклонников Формулы-1. Тем более, что кругов на испытаниях машины Ф-1 наматывают больше, чем во время реальных Гран При, в условиях экономии ресурса моторов и трансмиссий, количество которых в этом году стало ещё жестче ограничено. Неудивительно, что первый воскресный день тестов 2015 года в испанском Хересе собрал почти полные трибуны. Многим не терпелось увидеть новые машины, тем более, что ради экономии многие команды и презентации устроили прямо на пит-лейн кадисского автодрома.
Первые тесты внятной информации об истинных возможностях новых автомобилей Формулы-1, как это обычно и бывает, практически не дали результатов. Разные программы у команд, да и над чистой скоростью пока никто не работал, поэтому более или менее реально оценить расстановку сил перед Мельбурном сможем только на финальных тестах в Барселоне в конце февраля-начале марта. Но некоторые выводы на основе анализа четырех дней испытаний в Хересе-де-ла-Фронтера сделать все-таки можно.
Mercedes
ОЦЕНКА ТЕСТОВ: 8,5
516 кругов, лучший: 1:21.982 (Росберг)

Чемпионская команда повторила успех прошлого года на первых тестах сезона-2014, пройдя наибольшую дистанцию. Росберг и Хэмилтон за четыре дня преодолели почти 2300 км или дистанцию 7,5 Гран-при на единственной Mercedes F1 W06 Hybrid. Моторы Mercedes PU106B Hybrid прошли в Хересе более 4350 км. Команда не обращала внимания на время круга (пилоты Mercedes не поднимались выше третьей строчки протокола) и методично работала над надежностью машины, ставшей прошлой осенью слабой стороной Mercedes. В то время как остальные пытаются догнать немецкую команду, в Mercedes гонятся за надежностью. Однако, эта гонка проходит с переменным успехом. С одной стороны – максимальная пройденная дистанция из всех участников тестов в Хересе. С другой – W06 по разу останавливался на трассе в течение трех из четырех дней испытаний: из-за утечки жидкости в системе охлаждения, самопроизвольного отключения силовой установки и разворота чемпиона мира в последний день тестов.
Red Bull
ОЦЕНКА ТЕСТОВ: 6
165 кругов, лучший: 1:23.338 (Риккардо)

Red Bull изначально удивил публику камуфляжной черно-белой раскраской, затрудняющей изучение новых идей Эдриана Ньюи. RB11, возможно, станет последним спроектированным им автомобилем Формулы-1. Гений аэродинамики и самый успешный конструктор в истории F1 все активней пытается отойти от дел.
В сравнении с прошлогодними первыми тестами в Хересе, когда из-за проблем с силовой установкой Renault пилоты Red Bull с трудом проехали 90 км, на этот раз команде удалось пройти почти в 8 раз большую дистанцию. За четыре дня Риккардо и Квят на двоих намотали за рулем RB11 всего на 8 кругов больше, нежели удалось проехать Росбергу за один только первый день. Проблемы преследовали команду на протяжении всех сессий. Сначала Red Bull задымил на трассе из-за отказа мотора. Второй день прошел неудачно после того, как Даниил Квят ошибся и вылетел с трассы, сломав отбойник переднего антикрыла. Так как RB11 был закончен накануне отправки в Херес, запасного носового обтекателя не было. В ожидании нового из Англии второй день был практически потерян, равно как и половина третьего, ушедшая на замену отказавшей силовой установки. Лишь в заключительный день Квят смог проехать более 60 кругов, однако из-за проблем с ERS преодолеть за день дистанцию хотя бы одного Гран При вновь не удалось. Меньший пробег в Хересе оказался лишь у McLaren. Впрочем, как показывает прошлогодний опыт, в Red Bull умеют справляться с детскими болезнями своего автомобиля. А силовая установка Renault, как и обещали французы, в этом году действительно стала заметно эффективнее. Другой вопрос: хватит ли этой прибавки мощности, чтобы догнать Mercedes или хотя бы остаться впереди Ferrari, чей прогресс по итогам первых тестов выглядит куда более многообещающим?
Williams-Mercedes
ОЦЕНКА ТЕСТОВ: 9,5
278 кругов, лучший: 1:22.276 (Масса)

В первые тесты года Williams показала наилучшие результаты по стабильности и ровности работы среди всех команд, приехавших в Херес. Единственное затруднение возникло сразу после презентации FW37 на первый день: команде потребовалось два дополнительных часа, чтобы выпустить машину на трассу. Но это был единственный потерянный момент за все четыре дня испытаний. Отсутствие технических проблем позволило Williams планомерно и эффективно выполнить программу по оптимизации механических и аэродинамических настроек. Вальтери Боттас и Фелипе Масса, сменявший его, каждый день стабильно проезжали 60-70 кругов, оставаясь довольными базовым балансом и поведением машины на трассе. По первому впечатлению FW37, ставшая развитием прошлогодней модели, заметно быстрее и стабильнее предшественницы. В Williams не скрывают надежд, что скорость и надежность FW37 позволят команде вновь бороться за победы в гонках.
Ferrari
ОЦЕНКА ТЕСТОВ: 9
346 кругов, лучший: 1:20.841 (Райкконен)

Дебют Ferrari SF15-T получился эффектным и многообещающим. В течение всех четырех дней протоколы возглавляли автомобили с двигателями из Маранелло. Райкконен и Феттель стали единственными, кто сумел пройти круг за 1:21. Кими, в отличие от партнера, может сравнивать SF15-T с прошлогодней Ferrari, и отмечает, что новая машина стала стабильнее как на длинных, так и на коротких сериях кругов, менее чувствительна к изменениям внешних условий, а доработанная силовая установка эффективнее и мощнее прошлогодней. Помимо скорости, оптимизм в поклонников Ferrari внушает надежность SF15-T. Разобравшись утром первого дня с проблемой телеметрии, Ferrari удалось избежать серьезных технических проблем и день ото дня стабильно увеличивать тестовую дистанцию – от 60 кругов в первый день до 106 в последний. В Хересе новая Ferrari проехала более 1500 км, а итальянские моторы, которые стоят еще и на Sauber — более 3200 км!
McLaren-Honda
ОЦЕНКА ТЕСТОВ: 3,5
79 кругов, лучший: 1:27.660 (Баттон)

Дебют McLaren MP4-30 с двигателем Honda и Фернандо Алонсо за рулем вызывал наибольший интерес у испанской публики, но обернулся самым большим разочарованием первых тестов сезона. Разочарование было вполне прогнозируемым. Все четыре дня в McLaren мучились с новой силовой установкой Honda, которую японцы строили с чистого листа, не имея опыта эксплуатации гибридных турбомоторов прошлого года. Honda сейчас проходит тот же путь, что Mercedes, Renault и Ferrari прошли год назад, но пока больше похожий на тернистую дорогу Renault, нежели уверенную поступь Mercedes образца зимы 2014-го. Хотя в Хересе McLaren-Honda проехал в три с половиной раза больше, чем Red Bull с мотором Renault на первых тестах годом ранее и даже прогрессировал, постепенно увеличивая накат (с шести кругов в первые два дня до 35 в последний), верить в повторение австрийского чуда Red Bull 2014-го со стороны McLaren трудно. Сначала: прогресс с первых прошлогодних тестов мотора Honda в Абу-Даби, когда автомобиль не смог проехать ни одного круга, есть, но не столь значителен, как можно было ожидать, учитывая два месяца, потраченные на доводку двигателя. Во-вторых: даже те 79 кругов, что прошли на двоих Алонсо и Баттон в Хересе, мотор работал далеко не на пике мощности, о чем свидетельствует семисекундное (а в случае с Алонсо – пятнадцатисекундное) отставание от лидеров. В-третьих, заканчивая аналогии с прошлогодним Renault, помимо главной команды, год назад было еще три, что несоизмеримо увеличивало накат и объемы собираемой на тестах информации, в то время как McLaren приходится «воевать» со своим мотором в одиночку. И наконец, не добавляет оптимизма тот факт, что поломки в Хересе носили хаотичный характер: как только команда решала одну проблему, тут же ломалось что-то другое. Так что до возрождения силы непобедимого тандема McLaren-Honda конца 80-х пока еще далеко…
Force India-Mercedes
ОЦЕНКА ТЕСТОВ: 0
0 кругов

Выступив первой с презентацией шоу-кара на шасси 2015 года с индексом VJM08, Force India стала единственной командой, которая так и не смогла построить тестовую машину к первым испытаниям в Хересе. Кроме того: команда приедет на следующие тесты в Барселоне, которые пройдут 19-22 февраля, с прошлогодним шасси. Дебют Force India VJM08 на трассе запланирован лишь на финальные тесты в Каталонии 26 февраля-1 марта – за 2,5 недели до первой гонки сезона в Мельбурне. Чем это грозит команде, фактически сорвавшей подготовку к сезону, мы видели год назад на примере Lotus, также пропустившей первые тесты и затем всю весну боровшейся с детскими болезнями своей машины.
Toro Rosso-Renault
ОЦЕНКА ТЕСТОВ: 7
352 круга, лучший: 1:22.553 (Ферстаппен)

Для команды из Фаэнцы этот сезон сложнее вдвойне. Простившись с опытным Жаном-Эриком Вернем и лишившись призванного в главную команду Red Bull Даниила Квята, Toro Rosso выходит в сезон с двумя талантливыми, но неопытными дебютантами. Это затрудняет сбор информации на трассе и требует постоянных компромиссов. В Херес команда привезла по сути промежуточное шасси и отказалась до тестов в Барселоне от программы дорожных испытаний нового аэродинамического обвеса. Так Toro Rosso дала возможность Сайнсу и Ферстаппену намотать больше кругов, сосредоточившись на собственных тренировках. В результате большое количество времени в Хересе было потрачено на тренировки стартов, пит-стопов и адаптацию пилотов к меняющимся погодным условиям. К счастью для команды, несколько иная система сопряжения двигателя и трансмиссии позволила Toro Rosso избежать проблем с накопителем энергии и силовой установкой. В итоге дебютанты проехали более 1500 км без особых проблем и продемонстрировали чистоту пилотирования. Вопрос о том, насколько эффективной окажется программа испытаний в плане доводки машины, остается открытым.
Lotus-Mercedes
ОЦЕНКА ТЕСТОВ: 6,5
190 кругов, лучший: 1:22.713 (Мальдонадо)

Как и год назад, Lotus опоздал с началом тестирований. Когда остальные команды уже трудились в Хересе, Lotus E23 только готовили к отправке из Энстоуна. Машина прибыла в Испанию вечером первого дня, а механики всю ночь собирали ее в боксах. Из-за столь позднего приезда рассчитывать на выдающиеся результаты было сложно.
Несмотря на проблемы с трансмиссией, команда позитивно восприняла прохождение Мальдонадо кругами. В дальнейшем сложности продолжались: во второй день испытаний возникли проблемы с телеметрией, а в последний — программу пришлось свернуть досрочно из-за проблем с силовой установкой Mercedes. Скорее всего, дело не столько в самом моторе, сколько в интеграции его с шасси.
За три дня команда намотала 190 кругов. Учитывая позднюю подготовку машины, результат вполне приличный. Lotus очень оптимистично настроены как в отношении шасси, так и нового мотора. В Энстоуне надеются, что переход на двигатели Mercedes позволит команде бороться за возвращение в «большую четверку» гонок Гран-при.
Sauber-Ferrari
ОЦЕНКА ТЕСТОВ: 8
381 кругов, лучший: 1:22.713 (Мальдонадо)

Швейцарская команда, как и Toro Rosso, привезла в Херес машину с промежуточной аэродинамикой.
Однако поведением автомобиля на трассе и надежностью команда осталась довольна. После неудачного прошлого сезона швейцарцы пошли на определенный риск в работе над новым шасси, который, похоже, оправдался.
Мотор Ferrari стал значительно эффективнее. Состав пилотов Sauber – новичок Фелипе Наср и швед Маркус Эриксон – не особенно впечатляет, но тесты в Хересе, если не считать нескольких вылетов с трассы, следует признать сверхпозитивными для команды.
Саuber ни в один из четырех тестовых дней не опускался ниже второго места в протоколе и показал лучшее время третьего дня. Это не показатель, поскольку швейцарская команда работала с пустыми баками и мягкой резиной.
Тем не менее, Sauber оказался вторым по количеству пройденных кругов (уступив лишь Mercedes), без особых технических проблем преодолев 5,5 дистанций Гран-при. Этот факт вселяет оптимизм в «конюшню» Петера Заубера, измученную неудачами и финансовыми проблемами.