Кольцевые гонки: продолжение вечера
Кольцевые гонки. После бала
Завершился чемпионат России по кольцевым автогонкам, однако большинство участников, вероятно, будут анализировать его результаты в период межсезонья. Кольцевые гонки являются важной частью российского автоспорта, и, вероятно, не всем удастся остаться довольными итогами соревнований.

В первую очередь, о формате проведения. Чемпионат завершился на той же площадке, где и начался: четыре этапа из восьми прошли на петербургской трассе «Невское кольцо». Две гонки состоялись в Тольятти, по одной — в Твери и Москве.
«Невское кольцо» – это единственная постоянная трасса, поэтому требования к организаторам здесь наиболее строгие. Это особенно заметно на заключительном этапе: технические службы гонки продемонстрировали безупречную работу, однако, сосредоточившись на подготовке за кулисами, они вновь уделили недостаточно внимания зрителям. Не всем зрителям удалось досмотреть шесть заездов за один сеанс, поэтому в финале организаторам уже не стоит ожидать восторженных оваций.
Пока бесплатный вход на стадион остаётся главным преимуществом, нет стимула улучшать сценарий соревнований. Однако текущий сезон вызвал вопросы о будущем некоторых классов и «Формул».
«Формула 3»
Несмотря на возникшую конкуренцию в части финансовых вложений, жизнеспособность этой дорогостоящей «Формулы» не вызывает сомнений.
Почему спонсору стоит развивать гонщика на своей территории, когда проще купить опытного иностранца? Однако и в этом случае существуют разные подходы. Так, например, команда «ЛУКойл Рейсинг» выбрала компромиссный путь, и в качестве партнера двукратного чемпиона России, итальянца Альберто Педемонте, выступил Алексей Павловский.
Арт Лайн инжиниринг» сделала акцент на итальянских специалистах. Такой подход вполне допустим, однако разрыв в уровне подготовки слишком заметен, что негативно сказывается на зрелищности.
С самого начала сезона было понятно, что чемпионский титул будет принадлежать одному из представителей этих двух команд. Вопрос заключался лишь в том, кто именно станет победителем. Перед финальным этапом Альберто Педемонте уступал Маурицио Медиани на 15 очков. Для того чтобы стать чемпионом, Альберто требовалась победа, при условии, что Маурицио не займет место выше шестого.
Соперничество за третье место было наиболее напряженным: Алексей Павловский вырвался вперед всего на 5 очков, опередив Виктора Козанкова, представляющего спортивный клуб «Канопус».
В гонке Педемонте превзошел своего основного соперника, однако этого оказалось недостаточно для удержания чемпионского титула. Энрико Токачелло, напарник Альберто по команде, стал победителем заезда.
У этого заезда была своя предыстория. Перед гонкой «ЛУКойл Ресинг» подала протест против участия Энрико, мотивированный вопросами его лицензии. Однако коллегиальный орган спортивных комиссаров отклонил этот протест. Я не буду комментировать это решение, но уверен, что чем выше класс соревнований, тем чаще возникают юридические споры».
Борьба за третье место в чемпионате практически завершилась после того, как Павловский сошёл с дистанции в начале гонки. Однако, и Козанков оказался в сложной ситуации в самом начале и был вынужден отыгрываться с последнего места, чтобы побороться за медали.
«Формула 1600»
Данная серия гоночных соревнований должна служить стартовой площадкой для молодых спортсменов, стремящихся к участию в международных «Формулах». Однако, для ее поддержания требуются значительные финансовые ресурсы, а также наблюдаются проблемы с надежностью используемого оборудования. Поэтому существенного роста числа участников не предвидится. В связи с этим, пилоты Ф1600 дважды за сезон — в Петербурге и Тольятти — получают уменьшенное количество очков.
Дмитрий Щеглов, гонщик «ЛогоВАЗ-Беляево», стартовал на заключительном этапе уже как чемпион России. Однако за командой «ЛогоВАЗ-Беляево» плотно следовал «Клуб Рейсинг Формула 1600». 14-летний Михаил Алешин, пилот этой команды, стал настоящим открытием сезона: он занял третье место в Твери, второе – в Москве, и четвертое место в общем зачете перед финальным этапом! В Санкт-Петербурге Миша не только показал второй результат в «квалификации», но и на протяжении длительного времени лидировал в гонке. И если бы не технический сход…
Не повезло и технической команде, а также Михаилу, товарищу Карпа Хашафова, который также показал хорошие результаты в сезоне и имел серьезные шансы на медали. Всего одно очко не позволило Карпу обогнать Николая Ветрова («Формула Z»), занявшего третье место».
Александр Нестеров, представляющий команду «ТБМ Мотор Спорт», завоевал серебряную медаль на чемпионате».
«Супертуризм»
Оценивая стартовую решетку заключительного этапа, невольно приходилось констатировать: «Кризис жанра!» С одной стороны, заметна дороговизна и ненадёжность техники, с другой — осознание того, что все это – продукт отечественного автопрома. Вот и ИжМаш присоединился к гонке, представив на старте Иж-2126 «Орбита».
Ограниченное количество участников – всего семь автомобилей – стало следствием завершения сезона. Все чемпионские титулы уже завоеваны командой «ЛУКойл Рейсинг Туринг». Альберто Шилла, представляющий Италию, стал чемпионом России, а его напарник Алексей Дудукало завоевал «серебро». В командном зачете также не было соперников у «красно-белых.
На мой вопрос о том, почему команда не приняла участия в заключительном этапе, руководитель Евгений Малиновский дал прямой ответ: «Это нецелесообразно с экономической точки зрения». Подобное решение сложно не поддержать, если руководствоваться логикой. Однако, что можно сказать о позиции зрителей? Фанаты автоспорта хотят видеть зрелищное шоу, а не разбираться в финансовых трудностях команд.
Предусмотреть заключение соглашений о взаимных обязательствах между РАФ и командами в начале сезона, возможно, было бы полезным шагом. Такие договоры должны учитывать интересы всех участников и предусматривать форс-мажорные обстоятельства.
Уик-энд стал заключительным и прошел при практически пустых трибунах. Победители гонки – Николай Мезенцев («Лада Автоспорт Рейсинг»), Александр Желудов («ЛогоВАЗ-Беляево») и Денис Овчаренко («Лада Автоспорт Рейсинг») – отметили ее спокойное течение. Сложно было говорить о зрелищности…
«Туринг»
Этот класс представляется наиболее захватывающим и многообещающим в текущем сезоне. Для поклонников автоспорта из Санкт-Петербурга завершающийся этап стал по-особому значимым: их соотечественник Александр Львов, представляющий московскую команду «Мастер-Пилот-Свеза», начал гонку уже в качестве чемпиона России. Однако, в отличие от ситуации в категории «Супертуризм», победитель в командном зачете еще не установлен. «Мастер-Пилот-Свеза» вела борьбу за титул с командой Михаила Ухова, бывшего и вице-чемпиона, — «МТС Эй Си Рейсинг».
Стоит отметить, что заезд прошел очень успешно. Зрители стали свидетелями напряженной борьбы между Львовым, Уховым и Дмитрием Королевым («СТК Визави Моторспорт»), а также наблюдали за противостоянием пилотов команд, занимающих первые места — Романа Шестакова и Григория Комарова.
Таблица командного зачета продемонстрировала распределение сил в классе, выделив команды «Мастер-Пилот-Свеза», «МТС Эй Си Рейсинг» и «СТК Визави Моторспорт». В борьбе за индивидуальные награды первенствовал Александр Львов, второе место занял Михаил Ухов, а бронзовую медаль завоевал Дмитрий Королев.
Хонда Рейсинг Арт» показала результаты, не соответствующие ожиданиям, в этом году. Команда пережила ряд изменений в составе в течение сезона: чемпионат начали Алексей Глебов и Борис Шульмейстер, на этапе в Москве к Алексею присоединился Ричард Кей, который и выиграл эту гонку, а в заключительной гонке стартовали Алексей Глебов и… Владимир Черевань, также принимавший участие в «Супертуризме» от «Иж-авто рейсинг».
В заключение программы в «Туринге» анонсировали международную гонку. Однако, на приглашение организаторов откликнулись только пять спортсменов из Прибалтики. Полагаю, чтобы привлечь большое количество участников из-за границы, необходимо, чтобы гонка была включена в календарь FIA или представляла коммерческую выгоду для спортсменов.
Львов финишировал первым, за ним расположился Королев, а третье место занял рижанин Ариис Юршевскис. Вот что он сказал о «Невском кольце»: «В Латвии часто проводятся гонки, поэтому я могу оценить организацию. В Петербурге все было организовано на высшем уровне!»
Кубок VW Polo
Монокласс всегда привлекателен, поскольку одинаковые технические характеристики машин делают решающим фактором мастерство гонщиков. Радует, что здесь происходят и новые открытия: наравне с известными пилотами «кольца», такими как Владимир Сухов, Александр Белов и Михаил Ухов, за победу боролся дебютант сезона Александр Тюрюмин. В заключительной гонке он уступил Владимиру Сухову лишь на последних кругах. А обладателем Кубка стал Михаил Ухов.
ETCC. Борьба за второе место в категории S1600
© Фото: 5 колесо