Коллекционные машинки из советского периода: причины стремительного спроса

Возможно, некоторые читатели в детстве владели масштабными моделями советских машин.

Масштабные копии автомобилей, изначально служившие сувенирами или игрушками, обрели статус предметов коллекционирования. Поклонники такого увлечения стремятся пополнить свои коллекции наиболее желанными экземплярами: выпускавшимися ограниченным тиражом или давно снятыми с производства. Самые ценные — это те, что обладают обоими признаками.

Два месяца назад автомобиль ГАЗ-24-02 «Волга» реализовали на онлайн-площадке торгов за 90 000 рублей (фотография А78 / redkie.ru).

Во многих сердцах страны живут особые чувства к автомобилям советского производства и их уменьшенным копиям. В этом чувстве сплелись ностальгия, убеждение, что «раньше было лучше», и ценность раритета, которой удостоилась многая машина, как большая, так и маленькая.

Автомобиль РАФ-2907, выпущенный под маркой «Олимпийский», выставлен на продажу за 170 000 рублей, но покупатель пока не найден.

1969 год стал началом эры советских масштабных моделей с выпуском первых машинок ПО «Тантал». В 1971 году вышла первая уменьшенная копия в популярном масштабе 1:43 — «Москвич-412». Сейчас его называют «цельнолитым»: кузов, решетка радиатора, фары и бампер образуют единую деталь, а детализация достигается имитацией зазоров и окраской передка «серебрянкой». В модели есть салон, который можно увидеть через стекла. Открывается только капот, под которым находится макет двигателя. Цена в 3 рубля 50 копеек, выбитая на дне модели, многократно возросла. Сегодня за такой «Москвич» в зависимости от состояния могут запросить и 20, и 200 тысяч рублей. За такие деньги можно купить не один полноразмерный аналог.

Цельнолитой «Москвич-412»

Впоследствии производство «четыреста двенадцатого» претерпело небольшие изменения: радиаторная решетка и бампер стали отдельными деталями, крепящимися к кузову. Модель получила номерное обозначение А1 – именно такие модели с оригинальной упаковкой пользуются особой популярностью у коллекционеров. В остальном конструкция такого «Москвича» схожа с предыдущей моделью.

В интернет-аукционе «Москвич-412» 1975 года реализации ушёл за двадцать тысяч рублей (фото ford600 / newauction.ru).

Любимая среди коллекционеров модель — «Москвич-403» выпуска 1975 года, под номером А7. В конструкции автомобиля произошли изменения: капот отлился вместе с кузовом, но появилась возможность открывать передние двери и крышку багажника, где располагалось запасное колесо. Модель не редкая, но считается очень ценной (стоимость — до 20 тысяч рублей), а первые образцы с серебристой эмблемой на капоте стоят совсем недешево.

Автомобиль «Москвич-403» с заводским обозначением А7 (фотография Ophicus / newauction.ru).

Продукция Волжского автозавода также не осталась без внимания. В 1975 году началось производство модели автомобиля ВАЗ-2101 с индексом А9. Двери были неподвижными, но появилась возможность посмотреть в багажник и под капот. Разобрать конструкцию стало возможно только при демонтаже макета двигателя (при этом он, скорее всего, сломается).

ВАЗ-2101, выпускавшаяся под индексом А9 (фотография от komansky / redkie.ru).

Модель Москвич-412 с индексом А10 произвели на Ижевском, а не Московском заводе. Внешне автомобиль мало отличается от модели АЗЛК под индексом А2, в то время как по цене существенна разница. Из-за выпуска небольшим тиражом в период с 1975 по 1979 год машина очень ценная и дорогая. Продавцы просят за нее до 30 тысяч рублей.

Модель «Москвич-412» реализована на интернет-аукционе по цене 26 302 рубля (фотография Сергея Омельянова / redkie.ru).

В 1978 году стартовала масштабная копия автомобиля ГАЗ — универсал ГАЗ-24-02 «Волга» под индексом А13. После неё в серию пошел седан ГАЗ-24 (А14). Детализация достигла нового уровня: открывались все двери, капот и багажник. Коробка передач, карданный вал и задний мост с рессорами больше не были частью единой детали днища, а выглядели отдельными элементами.

Модель автомобиля ГАЗ-24-02 «Волга» от 1980 года.

В конце семидесятых появилась модель самого престижного автомобиля Горьковского автозавода — ГАЗ-13 «Чайка» А15. В новой модели снова использовалось упрощенное цельноштампованное днище, а капот перестал открываться. Доступ в салон и багажник сохранили. Престижность модели придавало существование электрифицированного варианта с горящими фарами и фонарями.

Электрический автомобиль «Чайка» ГАЗ-13 с двумя аккумуляторами в багажном отделении.

ВАЗ-2121 «Нива» с номером А20, вышедшая в 1980 году, также заслуживает внимания. У нее было не только детально проработанное днище и открывающиеся двери, капот и багажник как у «Волги», но и работающая подвеска вместе с поворачивающимися колесами. Именно эта копия больше остальных напоминала настоящий автомобиль. Ее любят и ценят до сих пор, а за экземпляры ранних серий придется заплатить около 20 тысяч рублей.

Модель внедорожника «Нива», выпускаемая под индексом А20.

Если цель приобретения модели – получение эстетического удовольствия, можно рассмотреть «постномерные» модели с 1987 по 1993 год. Такие модели утратили свой индекс, но сохранили качество исполнения и детализацию. После этого начался период упрощения: из моделей исчез хром, подвижные части, а качество металла ухудшилось, что привело к так называемой «цинковой чуме», вызывающей разваливание кузовов.

Автомобиль УАЗ-452В, представленный в виде номерной модели, можно приобрести за 3550 рублей.

Современные лимитированные модели автомобилей иногда стоят десятки тысяч рублей. Но осознание того, что маленькой симпатичной «машинке времени» уже перевалило за 30 или 40 лет, греет душу сильнее. В любимое увлечение люди готовы вкладывать все силы, деньги и время.