Коллекционеры увлечены моделями техники из советского периода.

Изображение: img.freepik.com


Возможно, некоторые читатели в детстве владели масштабными моделями советских автомобилей. Сейчас эти модели — коллекционные предметы, за которые платят большие суммы.


Масштабные модели машин, изначально служившие сувенирами или игрушками, превратились в объекты коллекционирования. Поклонники этого увлечения стремятся заполучить наиболее ценные экземпляры: реликвии с ограниченным тиражом или давно снятые с производства. Идеальным считается сочетание обеих особенностей.

Два месяца назад данный автомобиль ГАЗ-24-02 «Волга» реализовался на интернет-аукционе по цене 90 000 рублей.


Во многих сердцах нашей страны живут особые чувства к автомобилям советского периода и их уменьшенным копиям.

Автомобиль РАФ-2907 «Олимпийский» продаётся за 170 000 рублей, покупателя ещё нет.


Считается, что началом эры советских масштабных моделей стал 1969 год, когда ПО «Тантал» изготовило первые машинки. Уже в 1971 году выпустили первую уменьшенную копию в наиболее популярном масштабе 1:43 — «Москвич-412». Ныне его называют «цельнолитым»: кузов, решетка радиатора, фары и бампер представляют собой единую деталь, а детализацию придают имитация кузовных зазоров и окраска передка «серебрянкой». Также присутствует салон, который можно разглядеть через стекла. Открывается только капот, под которым располагается макет двигателя. Цена в 3 рубля 50 копеек, выбитая на дне модели, многократно выросла за эти годы, и сегодня за такой «Москвич» в зависимости от состояния могут просить и 20, и 200 тысяч рублей. За такие деньги можно купить «живой» полноразмерный аналог, возможно даже не один.

Цельнолитой «Москвич-412»


Впоследствии производство машины «четыреста двенадцатого» немного модернизировали: радиаторную решетку и бампер стали изготавливать отдельным элементом, крепящимся к кузову. Модель получила заводское обозначение А1, став номерной. Именно номерные модели с оригинальной упаковкой пользуются особой популярностью у коллекционеров. В остальном конструкция такого «Москвича» схожа с предыдущей версией.

В 1975 году «Москвич-412» реализовался на онлайн-площадке торгов за 20 тысяч рублей (фото ford600 / newauction.ru).


Популярной у коллекционеров является модель «Москвич-403» под номером А7, выпущенная в 1975 году. В конструкции автомобиля произошли изменения: капот лился вместе с кузовом, но появились открывающиеся передние двери и крышка багажника, где находилось запасное колесо. Модель не является крайне редкой, но считается очень ценной (стоимость — до 20 тысяч рублей), а за первые образцы с серебристой эмблемой на капоте просят огромные суммы.

«Москвич-403», заводской индекс А7, представлен на фото (Ophicus / newauction.ru).


Продукция Волжского автозавода также получила внимание. В 1975 году началось производство модели автомобиля ВАЗ-2101 индекса А9. Двери остались неподвижными, но появилась возможность осмотреть багажник и под капот. Разобрать конструкцию удалось только при демонтаже макета двигателя (при этом он, скорее всего, сломается).

Москвич с заводским обозначением А9 (фотография komansky / redkie.ru).


Москвич-412 с индексом А10, произведённый Ижевским заводом, почти не отличается от модели АЗЛК под индексом А2 внешне, но стоит значительно дороже. Из-за небольшого выпуска в 1975-1979 годах эта машина очень ценная и продавцы просят за неё до 30 тысяч рублей.

Модель автомобиля «Москвич-412» реализована на интернет-аукционе за 26 302 рубля (фотография: Омельянов Сергей, сайт redkie.ru).


В 1978 году стартовало производство масштабной копии автомобиля ГАЗ-24 универсала «Волга» под индексом А13. Затем в серию поступил седан ГАЗ-24 (А14). Детализация достигла нового уровня: открывались все двери, капот и багажник. Коробку передач, карданный вал и задний мост с рессорами отлили отдельными элементами вместо штамповки на единой детали днища.

Модель универсала ГАЗ-24-02 «Волга» из 1980 года (фото komansky / redkie.ru).


В конце семидесятых появился автомобиль ГАЗ-13 «Чайка» А15, самый престижный из горьковских. В нём снова использовали упрощённое цельноштампованное днище, а капот перестал открываться. В салон и багажник доступ оставили. Электрифицированный вариант с горящими фарами и фонарями придал модели дополнительную престижность.

Электромобиль на базе ГАЗ-13 «Чайка» с двумя аккумуляторами в багажном отделении.


Модель ВАЗ-2121 «Нива» под номером А20, выпущенная в 1980 году, также заслуживает внимания. Её отличали детализированное днище и открывающиеся двери, капот и багажник, как у «Волги», а также работающая подвеска с поворачивающимися колесами. В этом плане копия больше всего напоминала настоящий автомобиль. Ещё её ценят до сих пор, а ранние модели стоят около 20 тысяч рублей.

Автомобиль модели «Нива» с обозначением А20 (изображение model-car.ru).


Если покупка модели совершается ради эстетического удовольствия, можно рассмотреть «постномерные» экземпляры, выпущенные с 1987 по 1993 год. Такие модели утратили индекс, но сохранили качество исполнения и детализацию. С этого периода началось упрощение: из моделей исчез хром, подвижные части, а качество металла ухудшилось, что привело к так называемой «цинковой чуме», вызывающей разрушение кузовов.

Автомобиль модели УАЗ-452В по номерной системе предлагают купить за три тысячи пятьсот пятьдесят рублей (фотография komansky / redkie.ru).


Современные редкие модели автомобилей иногда стоят десятки тысяч рублей. Но осознание того, что этой маленькой, но симпатичной «машинке времени» уже перевалило за 30 или 40 лет, греет душу сильнее всего, настолько, что в любимое увлечение люди готовы вкладывать все силы, деньги и время.