Колеса Сансары: производство индийских мотоциклов

Две ступени Сансары: производство индийских мотоциклов

Планы у Bajaj Самые амбициозные планы: за следующие четыре года удвоить объем продаж и стать доминирующим брендом на рынках 90% стран, где продукция марки представлена официально, в том числе России. Говорится, конечно же, о малокубатурной технике, ведь в портфеле индийского холдинга нет мотоциклов с моторами больше 300 см³. 3.

Индийский холдинг обладает всем необходимым для реализации своего плана: у него широкий ассортимент техники, включающий мотоциклы разных классов, популярные в Азии трехколесные грузовики и недавно выпущенный автомобиль эконом-сегмента; выпуск всех этих моделей осуществляется огромными партиями; производство налажено на нескольких предприятиях.

Сегодня у Bajaj в Индии Три завода находятся в городах Волуж, Чакан и Пантнагар. Несмотря на растущий экспорт, руководство холдинга не планирует открывать производства в этих местах: действующие предприятия на территории Индии обеспечивают высокое качество выпускаемой мототехники и позволяют содержать расходы на уровне, необходимом для рентабельности бизнеса.

В ходе поездки в Индию я посетил первые два завода Bajaj. Завод в городе Волуж имеет впечатляющие размеры: это целый район с административными зданиями, лабораториями и производственными цехами, улицами, проспектами и всем необходимым для жизнедеятельности. Это старейший и самый большой завод компании, где сейчас производятся мотоциклы бюджетных моделей, трехколесники серии RE и компактный автомобиль Qute.

Экскурсия была неполной. Возможно, это связано с необходимостью соблюсти информационную безопасность или малым выделенным временем. Мы наблюдали за покраской топливных баков мотоциклов, одним участком конвейера, где устанавливают двигатель и навесное оборудование в раму, несколькими собранными мотоциклами серии V. Посмотрели на сборку трехколесных аппаратов и прошлись по цеху производства Qute.

Работать целую смену на заводе в Волуже было нерационально, поскольку… впечатляющие производственные мощностиНет здесь уникальных технологий. Это просто огромная гудящая машина, каждый элемент которой точно размещен и выполняет заданную функцию. Все сотрудники предприятия заняты работой: вдоль конвейеров стоят плотные ряды людей, в помещении для инженеров ведется напряженная работа за компьютерами, в переговорной — очередное совещание. В рабочее время на улицах никого нет.

Руководство завода, следуя современным тенденциям в организации труда, применяет популярные в отрасли принципы «Кайдзен». Эта японская философия непрерывного совершенствования производства и управления основана на постулатах, таких как «Развитие самодисциплины», «Фокусирование на клиентах» и «Открытое признание проблем». Таблички с этими и другими принципами размещены по всему заводу.

В Чакане находится завод, который отличается от остальных. Это самое новое и технологически продвинутое предприятие компании. Кроме топовой серии Bajaj Pulsar на нём собирают мотоциклы KTM – дорожные модели Duke и RC с двигателями объемом до 400 см³. 3И Kawasaki! При этом это не крупноузловая, а сборка полного цикла — в том числе и двигателей. Моторы собирают на отдельных конвейерах, находящихся в цехе с очищаемым и кондиционируемым воздухом. Большинство операций выполняют люди, и не просто квалифицированные специалисты, а дипломированные инженеры. компания Bajaj Очень гордится своей точностью. Много этапов сборки автоматизированы. Например, машине поручено затягивать шпильки цилиндров: при помощи сенсоров система определяет положение болтов, затем надевает на них единый инструмент и одновременно затягивает все четыре шпильки, точно дозируя усилие.

Этот робот, как и остальные, несколько раз в день проходит процедуру самодиагностики и калибровки для обеспечения высокой точности работы. На предприятии в Чакане, как и на других заводах Bajaj, нет склада запасных частей. Необходимые детали и компоненты доставляются на завод индийскими поставщиками строго по расписанию несколько раз в день. Развоз деталей и расходников по фабрике осуществляют роботы: автономные тележки-транспортировщики и другие машины – собственные разработки Bajaj.
После посещения заводов у меня остался один главный вопрос — как российский рынок примет индийскую технику? В Bajaj гордо называют конкурентами исключительно японских гигантов, вроде Yamaha и Honda. Это в чём-то справедливо – с учетом высокого качества продукции и развитого модельного ряда малокубатурной техники… Которую в России многие даже за мотоциклы не считают. Конкурировать в нашей стране индийцам придётся скорее с китайскими аппаратами, также прекрасно представленными в категории «до 400 см³».
3С моей точки зрения, продукция Bajaj соединяет дорогостоящую японскую технику с более доступной китайской, что должно сказаться на стоимости индийских устройств. В таком случае у Bajaj есть реальные перспективы на успех.

Серия аппаратов Pulsar приятно удивила. Особенно модель RS 200: и внешний вид отличный, и динамика впечатляющая. Данная 200-кубовая модель мощностью 24,5 лошадиных сил достигла максимальной скорости в 152 км/ч на прямой.