Кольцевые автогонки. Время собирать камни?
Сезон кольцевых автогонок завершился в Санкт-Петербурге. Теперь, когда финишировал второй полноценный чемпионат России, об особенностях национального «кольца» можно говорить с большей определенностью, чем год назад.
Сезон кольцевых автогонок завершился в Санкт-Петербурге. Теперь, когда финишировал второй полноценный чемпионат России, об особенностях национального «кольца» можно говорить с большей определенностью, чем год назад.
Первое впечатление — нас стало больше. Даже в элитарной «Формуле 3» на старте собирается десяток автомобилей. Правда, до перехода количества в качество здесь еще далеко. Основной интригой чемпионата в этом классе стала дуэль итальянцев Альберто Педемонте из «ЛУКойл Рейсинг Ф3» и Маурицио Медиани из «Арт-Лайн Инжиниринг». Их баталии на гоночных трассах неоднократно продолжались «разбором полетов» вне кокпитов, что также подогревало интерес прессы. В общем, все как в «большом» автоспорте.
Выяснили отношения и российские гонщики. Ровно провел сезон Алексей Павловский («ЛУКойл Рейсинг Ф3»), но, похоже, у него появился стойкий комплекс «второго пилота»: если Педемонте имел карт-бланш в борьбе за высший титул, то задачей Алексея было исправно приносить очки в копилку команды.
В «Арт-Лайн Инжиниринг» ситуация другая. На алтарь успеха Маурицио Медиани были брошены основные инженерные силы команды, а Александр Антонов на старенькой Dallara F393 весь сезон боролся с техническими проблемами. Тем не менее заключительная гонка в Петербурге показала, что если подобные трудности исключить, Александр вполне может финишировать на подиуме.
И здесь же должна была решиться судьба серебряной медали чемпионата, на которую претендовали Виктор Козанков («Канопус Кастрол») и Маурицио Медиани. На «Невском кольце» быстрее оказался Маурицио.
Пожалуй, менеджеры «Канопус Кастрол» упустили весьма привлекательную PR-акцию — полноценное участие в чемпионате петербуржца Александра Кузьмина. 42 очка и один подиум в четырех гонках — неплохой результат дебютанта Ф3.
Достойно в количественном выражении выглядит и «Формула 1600» (заметим, что ряд команд мечтает перейти отсюда в Ф3). Именно для этой «Формулы» характерны проблемы возраста: приятно видеть на старте ветеранов Эдгара Линдгрена и Владислава Барковского, но за рулем «Эстоний» и «Рейнардов» куда уместнее выглядят 16-летние Илья Козанков и Павел Гуськов. Но пока здесь правит бал опыт, что доказал 38-летний пилот «ТБМ Моторспорт» Александр Нестеров, досрочно завоевавший звание чемпиона России. А вот командный чемпионский титул буквально на финише сезона у «ТБМ Моторспорт» отобрала команда «ЛогоВАЗ-Сити», причем ее пилоты Дмитрий Щеглов и Дмитрий Рыжичкин завоевали «серебро» и «бронзу» в личном зачете. Третье место у команды «A.S.R.», однако для ее пилотов с большим потенциалом, Александра Саункина и Алексея Лапина, сезон-2000 сложился явно неудачно: Алексей, например, лишь однажды финишировал на подиуме.
Команда «АККС Рейсинг» не слишком убедительно выглядела в «Формуле 1600» — возможно, из-за переоценки ценностей — во главу угла был поставлен проект моноформулы «Русь-2000». И, похоже, не зря — «Русь-2000», проходящая тесты в «боевых» условиях гонок, доказала правильность выбранных инженерных решений. В контрольных заездах на «Невском кольце» тест-пилот Николай Больших на автомобиле с двигателем 1600 см3 показал седьмой результат среди восемнадцати участников и в гонке это место сохранил.
Напомню, что для конструкторского коллектива на сегодня актуальны именно тесты шасси, а в окончательном варианте «Русь 2000» укомплектуют двухлитровым мотором.
Интересная новость: «формульное» отделение команды «ЛогоВАЗ-Сити» всерьез заинтересовалось «Формулой Renault», так что не исключено появление еще одного класса в российском автоспорте.
К сезону 2001 года готовит монокласс и команда «Спорт Гараж». В качестве базовой модели выбран Volkswagen Polo GTi c двигателем 1600 см3. Предполагается проведение многоэтапного Кубка, для участия в котором можно будет арендовать машину или купить ее за $23000.
В «Туризме 1600» особое внимание привлекло сражение представителей нефтяников — команд «ТНК-Рейсинг» и «ЛУКойл Рейсинг Туринг». Как и в Ф3, интерес к битве гигантов подогревали «послематчевые разборки» в виде протестов и апелляций с обеих сторон — слишком дорого стоило каждое очко.
Но интереснее всего то, что топ-команды продемонстрировали две различные идеологии. «ТНК-Рейсинг» пошла по «классическому» пути — приобрела в Бельгии две подготовленные Honda Civic 1.6 VTEC. «ЛУКойл Рейсинг» осталась верна отечественным автомобилям, но решила строить новые «десятки» без «посредников».
Согласитесь, для подобного решения необходима смелость — рассчитывать на отсутствие у «новорожденных» детских болезней не приходилось.
Тем не менее на счету пилота «бело-красных» Николая Мезенцева три победы на этапах, и еще дважды он заканчивал гонку на подиуме. А вот автомобиль его товарища по команде Владимира Череваня весь сезон преследовали те самые детские болезни, лишь заключительную гонку в Петербурге удалось завершить без поломок. Результат — второе место в заезде.
Лидер «ТНК-Рейсинг» Алексей Васильев провел сезон стабильно, семь раз завершал гонку на подиуме и за этап до конца чемпионата обеспечил себе чемпионский титул. Правда, в борьбе за командное первенство интрига сохранялась до последнего этапа, но сход Николая Мезенцева еще на прогревочном круге расставил все точки над i: пилоты «ТНК-Рейсинг» Алексей Васильев и Николай Фоменко стартовали на «Невском кольце» уже в ранге чемпионов.
На заключительном этапе серьезные шансы на «серебро» были у обладателя самого быстрого автомобиля в классе тольяттинца Виталия Дудина («Тимерхан-Восток Лада»). Но и здесь — проблемы, близкие к лукойловским: на счету Виталия три победы и четыре схода, в том числе и в заключительной гонке. Так что счет оказался в пользу Николая Мезенцева.
Пилоту «ЛогоВАЗ-Сити» Александру Желудову даже победа в Петербурге не позволила догнать Виталия Дудина. В этом сезоне Александр вновь доказал, что ему по плечу любые автоспортивные дисциплины. Однако сам он все чаще говорит о своем желании выступать в ралли. Это только планы, а в сезоне-2000, благодаря усилиям Александра Желудова и Дмитрия Берникова, у команды «ЛогоВАЗ-Сити» «серебро» первенства России.
В классе «Туризм 2000» чемпион определился за два этапа до окончания сезона — первым стал Михаил Ухов («МТС Эй-Си Рейсинг»). В заключительной гонке Дмитрий Королев («Визави Моторспорт») завоевал « серебро», а Ричард Кей («Хонда Рейсинг Арт») — «бронзу». Кстати, во многом подобную расстановку мест «обеспечили» ошибки организаторов последнего этапа. Командные результаты таковы: первое место у «МТС Эй-Си Рейсинг», второе — у «Визави Моторспорт», третье — у «ЮКОС Моторспорт».
Команда «ЮКОС Моторспорт» прекрасно начала сезон, но, уже на финише чемпионата, столкнулась с серьезной проблемой. У Владимира Шарандина обострилась старая травма, и вместо него в Тольятти стартовал петербуржец Алексей Глебов. Увы, быстро адаптироваться к новому автомобилю Алексею не удалось, и Сергею Алясову, партнеру Шарандина, пришлось в одиночку отстаивать честь команды.
На гонку в Петербурге пригласили немецкого пилота Патрика Бернхардта, который в нынешнем сезоне выступал на автомобиле Ford Focus в серии DTC в составе команды «Хотфиль Шпорт». В 1993 году Патрик был чемпионом Германии в «Формуле 3», выступал также в «Формуле Renault» и STW, кроме того, в Германии он руководит Гоночной академией. Что и говорить, немецкий пилот имеет огромный опыт, но вот что удивительно: Патрик стартовал на незнакомой трассе, на незнакомой машине, которую, по его словам, инженерам так и не удалось настроить под его манеру езды. «Тем не менее на первых кругах я был уверен, что выиграю гонку. Но затем сказались ошибки в настройках, и мне пришлось бороться за третье место», — вот так уверенно оценил свое положение в «табели о рангах» российского автоспорта Патрик Бернхардт.
Неужели столь велика разница в мастерстве пилотов? Словно извиняясь, Патрик заметил: «Я долго работал тест-пилотом в Audi Sport и практически каждую неделю в любых условиях накручивал по 200-300 кругов на различных трассах. Именно так приобретался опыт».
Подобный опыт — вещь великая, но тот же вопрос у меня возник и во время поданной «на десерт» международной гонки. Победу в ней одержал чемпион Финляндии Олли Хаппалайнен на Volkswagen Golf MK IV. Может быть, нужно чаще приглашать зарубежных гонщиков, да и самим пробовать свои силы на зарубежных трассах?
Вопрос по поводу приглашений к нам, вероятно, решится после получения трассой «Невское кольцо» соответствующей лицензии, а что касается выездов наших гонщиков…
Во всяком случае, команда «ТНК Рейсинг» уже провела «разведку боем» на этапе чемпионата FIA GT на немецкой трассе Лаузитцринг, а пилоты «Визави Моторспорт» предполагают отправиться на Гран-при Макао, где примут участие в гонке класса Superproduction. Так что, похоже, в российском кольце пока лишь «время разбрасывать камни»…