Когда скорость убивает: о чем нужно помнить водителям
Автопроизводители включились в гонку скоростей с момента появления первого транспортного средства и постоянно совершенствуют машины, достигая новых высот в мощности и динамике. Однако понимание, какую опасность таит в себе автомобиль при неправильном выборе скорости, есть далеко не у всех водителей
Дорожно-транспортные происшествия наносят колоссальный ущерб: только экономические потери от ДТП ежегодно составляют около 2 % ВВП РФ. За этими сухими цифрами статистики стоят не только миллиарды рублей, но и жизни тысяч людей, которые были перечеркнуты аварией на дороге. Их, к сожалению, уже не вернуть, но предотвратить другие трагедии вполне возможно.
За последние 10 лет смертность в ДТП на российских дорогах снизилась почти вдвое, но цифры все равно пугающие. За прошлый год в авариях погибли 12 330 и получили ранения 151 966 человек. Причем самым распространенным видом нарушения, приведшим к ДТП, стало несоответствие скорости конкретным условиям движения (24 054 ДТП, или 18,2 %). В результате этих автоаварий лишились жизни 3430 человек. Кроме того, 451 человек погиб из-за превышения водителем установленной скорости движения. То есть суммарно почти треть всех смертей в ДТП пришлись на два вида нарушений, относящихся к неправильному выбору скорости!
Указом Президента РФ от 7 мая «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» в национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» определено, что к 2030 году смертность в результате ДТП на российских дорогах должна снизится в полтора раза по отношению к показателям 2023 года, и в два раза – к 2036 году. Сейчас это кажется фантастикой, но цель поставлена, и мы к ней планомерно идем. Не без трудностей, конечно, главной из которых является отсутствие у многих участников дорожного движения понимания, как важно адекватно выбирать скорость. Причем речь идет не столько о соблюдении разрешенной скорости движения, что, тоже безусловно важно, сколько о той скорости, с которой водитель может безопасно вести транспортное средство в конкретных условиях.
Главная проблема в том, что нет четкой градации – какую скорость движения считать безопасной. Понятно, что есть ограничения скорости, прописанные в ПДД, а также ограничения на локальных участках дорог, обозначенные соответствующими дорожным знакам. Но даже разрешенная скорость движения не всегда является безопасной. Выбор оптимальной скорости зависит от многих факторов, начиная от опыта и реакции водителя, а также состояния дорожного полотна и текущих метеоусловий, и заканчивая видом и техническим состоянием транспортного средства. Например, летом на сухом асфальте безопасная дистанция до впереди идущей машины при скорости 40 км/ч составляет 20 метров, а с увеличением скорости вдвое, до 80 км/ч, эта дистанция увеличивается в три раза! Причем речь идет об идеальных условиях, не учитывая, например, что водитель может быть неопытным или сильно уставшим, а скорость его реакции замедленной. Или у машины могут быть изношенные или несоответствующие сезону шины. А все это напрямую влияет на безопасность вождения.
Любопытно, что аварийность в России растет не в зимние месяцы, когда на дорогах снег, гололед, короткий световой день и в целом весьма непростые условия для вождения автомобиля, а в мае, достигая своего пика с июля по октябрь. При этом чаще всего автоаварии происходят по выходным. То есть именно тогда, кода люди отправляются в путешествия или совершают вылазки на природу на автомобилях или мотоциклах, и для многих из них такие поездки становится дорогой в один конец.
Понять, какую скорость движения считать безопасной, каждый водитель должен индивидуально – исходя из своих навыков и текущей дорожной ситуации. Причем опыт не всегда равнозначно повышает безопасность вождения, бывает и наоборот: люди с большим стажем переоценивают свои способности или притупляют бдительность, что также приводит к автоавариям.
Почти три четверти ДТП из-за неправильного выбора скоростного режима происходят на открытых участках дорог между населенными пунктами. И тяжесть последствий таких автоаварий – самая высокая. Именно поэтому среди водителей важно вести разъяснительную работу, на что и нацелена социальная кампания «ПРОдвижение БЕЗопасности», которая стартует в России 30 мая и продлится до конца года.
В рамках кампании будет задействован широкий арсенал каналов коммуникации, включающий телевидение, радиостанции, социальные сети, интернет-сайты, онлайн-кинотеатр и даже сообщения в навигаторе. Главное – достучаться до аудитории и объяснить важность выбора безопасной скорости езды. По заказу Госавтоинспекции в 40 субъектах России будут проведены разъяснительные мероприятия по проблематике Кампании на автозаправочных станциях непосредственно с водителями.
Материал создан в рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные качественные дороги» в 2024 г. ERID: 2SDnjcWwwB7