Класс Super 1600: 1600 трудностей

Класс Super 1600. 1600 проблем

На чемпионате мира по ралли появилось важное событие – класс Super 1600. С момента получения права на участие в нем число участников постоянно растет. Рассмотрим троих из них: действующего и будущих гонщиков.

Citroen Saxo Super 1600

Чемпионат по ралли ETCC. Борьба за вторую позицию в категории S1600.

© Фото: 5 колесо

Среди четырех моделей, получивших одобрение в начале сезона, Saxo в классе 1600 обладал наибольшим опытом. Разработка спортивной версии Saxo инженерами Citroen началась еще в 1996 году. Проект сразу же развивался в направлении кит-кара. Автомобиль предназначался частным заказчикам, поэтому проектировщиков не особо беспокоил двигатель объемом 1600 см3 вместо более дорогостоящего двухлитрового.

Попыток остаться в заданном бюджете было несколько. Например, сохранили базу конструкции задней подвески. Разработчик Saxo Kit Car Ксавье Местелан пояснил: «Требовалось увеличить длину колесной базы и кузова. С кузовом мы просто удлинили передние и задние крылья. Внешне это не идеально, но такое решение позволило сэкономить».

Разработчиком Saxo Super 1600 является Алексис Аврил. Первой серьезной проблемой стало снижение веса асфальтовой и гравийной версий машины, с которой удалось справиться. Кроме того, по новым правилам пришлось поработать над впускным трактом двигателя и сделать новый блок трансмиссии. Сейчас на автомобиль установлена секвентальная коробка передач, новые радиатор и топливный бак. Что касается спецификаций «асфальт-гравий», нужно учитывать различные передаточные отношения коробки, настройки амортизаторов и размеры тормозных колодок для колес разного диаметра.

С двигателем не было больших проблем. Вместо разработки впускного тракта образца 2002 года решено было работать по правилам нынешнего сезона. В впускных каналах установили 34-миллиметровые рестрикторы. Начальник группы спортивных двигателей Клод Гилуа заверил, что машина будет адаптирована к техническим требованиям 2002 года.

Он отмечает сложность предстоящей задачи. «Новый тракт с дросселем большого диаметра потребует не только улучшения динамики мотора, но и пересмотра стиля вождения, — говорит он. — По сравнению с кит-каром мы, вероятно, потеряем не более пяти процентов мощности. С проблемой 4-камерного впускного коллектора столкнулись сразу: за двигателем оказалось мало места, пришлось резать переборку».

Соперники предъявляют к Saxo Super 1600 претензии не только по поводу системы впуска, но и касательно сцепления уменьшенного диаметра и легкого маховика.

Главный вопрос, волнующий класс – цена. В Citroen считают допустимым переход от кит-кара к машине Super 1600 с точки зрения технической оправданности – есть достоверные сведения о надежности деталей и агрегатов. Но в плане цены разумнее начинать с нового автомобиля.

По словам Алексиса Аврила, после доработок цена Saxo Super 1600 сравняется с ценой асфальтовой версии кит-кара. При этом не ясно, сохранится ли при этом лимит FIA в 100 тысяч долларов. Сейчас автомобиль продаётся по «правильной» цене, но, как можно понять, цену можно считать по-разному.

Volkswagen Polo Super 1600

В конце прошлого года спортивный отдел концерна VW-Audi начал ряд ралли с участием машин Volkswagen. Английские импортеры проявили особую активность, их инициатива в продвижении VW Golf Kit Car в британской «Формуле 2» трудно переоценить.

В Великобритании наряду с Ф2 проходили гонки для автомобилей объемом 1600 см3 под названием Super 1600. После включения названия FIA в программу чемпионата мира, британские организаторы ралли объявили конкурс среди заводов на создание машин, соответствующих требованиям международного класса Super 1600. Новая серия получила название Formula Rally.

Volkswagen получил возможность как продолжить участие в автоспорте, так и представить на раллийных трассах новый Polo.

Первоначальная работа над новинкой проводилась на головном заводе в Германии, однако главным исполнителем проекта должна была стать британская сторона. Омологация машины в FIA намечена на конец года, хотя по правилам Formula Rally она «легальна» с начала года.

В Великобритании уже проводились гонки Polo Challenge. «Челленджеры» с двигателями объемом 1400 см3 по спецификации группы N предлагаются по привлекательной цене — 13750 фунтов стерлингов. Именно из них создан VW Polo Super 1600.

Между двигателями объемом 1.4 и 1.6 несколько технических различий. По внешнему виду их не отличить, ведь основа у них одна – базовой двигатель.

Как и в любом проекте Super 1600, главным фактором являлась стоимость. Директор по производству спортивных автомобилей британского филиала концерна (VW Racing UK) Стив Бангл отмечает: «Только после завершения начальной стадии проекта можно судить о реальной стоимости автомобиля с учетом цены двух основных компонентов — двигателя и коробки передач».

Доводку системы впуска двигателя выполняла фирма Lehmann из Лихтенштейна. Согласно Бангла, сейчас получается получить мощность мотора 200 лошадиных сил!

Следующим ограничением в рамках Super 1600 является использование лишь одной трансмиссии. VW Racing UK предпочитает сотрудничать с компанией Gemini, с которой успешно работает более шести лет. Поставщиком амортизаторов стала фирма Proflex, разработавшая простую схему регулировок в зависимости от покрытия дорог.

В автомобилях класса Super 1600 требуется сочетание надежности узлов и агрегатов с мощностью кит-каров. Несмотря на то что для Polo подобная концепция новая, Volkswagen не начинает проект с нуля. Многие идеи и детали технологии производства VW Polo Super 1600 сходны с концепцией Golf Kit Car. Внешним примером служит заднее крыло, дизайн которого заимствован у Golf третьей и четвертой моделей.

Вопрос о Homologation актуален как с технической точки зрения, так и в плане стоимости. Стив Бангла полагает, что последний аспект более важен: затраты на комплектующие для раллийных машин кажутся все более парадоксальными — стоимость автомобиля «Формулы 2» приближается к цене World Rally Car! Именно это побудило обратиться к проекту Super 1600.

Opel Corsa Super 1600

В нынешнем году на Deutschland Rally публике впервые показали элегантный желто-белый прототип Opel Corsa Super 1600. Новая модель напоминала уменьшенную версию Astra Kit Car. заводской окрас указывал, что Opel серьезно занимается этим направлением.

Обсуждение проекта автомобиля началось при оценке концерном потенциала Corsa в 1999 году. Год спустя приняли решение создать прототип к выставке в Эссене, а затем представить его на Британском автоспортивном салоне в Бирмингеме.

Автомобиль точно относился к классу Super 1600. Руководство проектом было поручено Opel Performance Centre (OPC), которое при этом отобрало компанию RML из Великобритании в качестве основного разработчика.

Герт Степелер, английский менеджер проекта, считает Corsu идеальным для Super 1600. По его словам, базовый вариант удачный, а связи позволяют создать конкурентноспособный автомобиль.

Ввиду строгих технических ограничений требовалось искать не идеальные технические решения, а компромиссы. С дизайном автомобиля проблем не возникло. Главная задача заключалась в размещении агрегатов в моторном отсеке.

Ширина кузова автомобиля увеличена до 1770 миллиметров (максимум для WRC), но не до предельной величины, чтобы сохранить с другими автомобилями гонки одну колею. Трансмиссию разрабатывает фирма Gemini.

Компания Swindor Racing Engines совместно с ОРС разрабатывает двигатель, программу испытаний курирует RML. В качестве основы взят мотор GM Ecotec. Амортизаторы с выносными камерами поставляет компания Extreme Technology, а колеса — Speedline.

В компании RML создали новый отсек для двух запасок, что повлекло за собой переработку топливного бака. На задней оси установили крыло для увеличения прижимной силы. Благодаря малым габаритам автомобиля центр тяжести находится в его средней части.

Завершены два первых испытания: в конце июня автомобиль начал участие в испанском ралли, а потом как «нулевой» — в Deutschland Rally.

К RML поступают запросы о покупке автомобилей, но разработчики пока не продают их: окончательная спецификация еще не утверждена. Сейчас планируется произвести десять готовых к сборке комплектов. Омологацию автомобиля назначено на январь 2002 года, вся документация должна быть направлена в FIA до 15 декабря.