Китайцы получили лицензию на производство УАЗ-460

УАЗ-460: внедорожник, который достался китайцам

До появления УАЗ-460 в Советской армии существовал лёгкий внедорожник. ГАЗ-69 высшее военное руководство заказало в 1947 году как замену устаревшим вездеходам. Серийное производство началось в 1953 году, и несмотря на отсутствие претензий к автомобилю со стороны военных, скоро стало понятно, что основной внедорожник армии может быть лучше. Массовое производство прекратили в 1959 году, и уже тогда многие говорили о моральной усталости ГАЗ-69 и отставании его от зарубежных аналогов. К тому же, внедорожник был сравнительно маломощным, а небольшая высота клиренса заметно снижала проходимость.

В 1960 году создание нового внедорожника было поручено ульяновским инженерам, которые не имели опыта в разработке подобных машин и располагали лишь ограниченными производственными мощностями. От создания прототипа УАЗ-460 до начала серийного производства УАЗ-469 прошло более десяти лет – длительный срок для армии, нуждавшейся в новом внедорожнике.
Первая попытка ульяновцев – УАЗ-460 – напоминала гибрид американского Willys, британского Land Rover и советского ГАЗ-69. В его дизайне и компоновке проглядывались черты «Ленд Ровера» и «Джипа», а общая конструкция имела сходства с устаревшим «шестьдесят девятым». УАЗ-460 имел зависимую рессорную подвеску и новый 2,5-литровый верхнеклапанный двигатель мощностью 70 лошадиных сил (аналогичный тому, что устанавливался на «Волге» ГАЗ-21), работавший в паре с трёхступенчатой коробкой передач. В результате получился внедорожник, практически не отличавшийся от ГАЗ-69, и главная проблема – низкий клиренс (210 миллиметров) – осталась без решения.
В связи с этим УАЗ-460 получил решительный отказ военных чиновников.

Во втором прототипе УАЗ-460Б учли замечания по поводу низкой посадки. Конструкторы предложили добавить редукторы в ступицы колёс, что позволило существенно поднять мосты и кузов, увеличив дорожный просвет до 300 миллиметров. Подвеска всех колёс осталась зависимой рессорной. УАЗ-460Б комплектовался тем же «газовским» двигателем мощностью 70 лошадиных сил. Автомобиль выпускался с двумя вариантами кузова: четырёхдверным пассажирским на семь человек и двухдверным грузопассажирским. В последнем мощности двигателя увеличено до 75 лошадиных сил. Максимальная скорость составляла 100 километров в час для пассажирской версии и 110 километров в час для грузопассажирской. В 1962 и 1963 годах автомобиль проходил испытания на шоссе и бездорожье, успешно пройдя все проверки.

Легендарный УАЗ-469 появился уже летом 1962 года. Автомобиль производился практически в первозданном виде до 2010 года, а модернизированный аналог «Хантер» выпускается и по сей день. Прототипы УАЗ-460 и УАЗ-460Б приглянулись военным из Китайской Народной Республики. В 1965 году с конвейеров Поднебесной сошли внедорожники Beijing BJ212, отличавшиеся от советских «УАЗиков» разве что видоизменённой лицевой частью и профилем боковин.