Китай сократил поставки автомобилей в Россию: что происходит?
Впервые с начала весны зафиксировано снижение поставок из Китая в Россию автомобилей, автокомпонентов и других автотоваров. Самое большое падение отмечено по сегменту грузового транспорта. В чём причина и что будет с экспортом автомобилей из Китая дальше?
По итогам июля в Россию из КНР было экспортировано легковых автомобилей и автокомпонентов на 5% меньше, чем в июне — это первый раз за последние 5 месяцев, когда фиксируется снижение поставок в помесячном выражении. Об этом сообщает Интерфакс, ссылаясь на данные Главного таможенного управления КНР.
Конкретно по «легковушкам» поставки сократились относительно прошлого месяца на 4,7%, однако по-прежнему объём китайского экспорта остаётся значительным: в июле 2024 года в Россию поставлено легковых автомобилей на сумму в 1,3 млрд долларов.
Самое большое снижение зафиксировано по категории грузового транспорта: -20% к июню 2024 г. В денежном выражении экспорт грузовиков из Китая в июле составил $235,9 млн.
Впервые с начала весны сократились и поставки из Китая различных автокомпонентов в Россию. Экспорт в июле «в деньгах» составил $228,3 млн, что меньше показателя первого летнего месяца на 2,5%.
Вероятно, это объясняется опасениями китайских компаний попадания под вторичные санкции, в первую очередь со стороны США. Однако самое большое влияние на снижение экспорта товаров из Китая — и автомобильных тоже — оказывают текущие сложности с расчётами.
Они возникли ещё в декабре прошлого года, когда китайские банки из-за очередного пакета санкций против РФ стали отказываться принимать платежи в долларах из России. А потом, как вы помните, ряд кредитных организаций КНР перестали проводить трансакции из РФ и в юанях.
Ну а следом за проблемами с платежами потянулись и трудности с логистикой: сроки доставки товаров (автомобилей и автокомпонентов) удлинились, что, естественно, отразилось на статистике по экспорту — теперь уже в июле-месяце.
Что будет дальше, не совсем понятно. Ведь Россия для Китая с точки зрения торговли, а в контексте автомобилей — поставок автотранспорта, — это ведущий торговый партнёр. И постоянно возникают новые каналы для проведения платежей, а экспортно-импортные «агенты» и дальше предлагают свои услуги. Однако санкции тоже никуда не делись, и смягчения их, судя по всему, пока ждать не стоит.
Так что, как бы это банально ни звучало, а уместно сказать то самое «время покажет».