Кикшеринг в России: цифры и факты


Кикшеринг в России: цифры и факты

С 1 марта в России начнут действовать поправки к ПДД, вводящие новый термин — средства индивидуальной мобильности (СИМ), а с февраля в нашей стране введен ГОСТ на такие устройства. Разбираемся, для чего это сделано.

Количество электросамокатов на российских дорогах растет рекордными темпами. В 2022 году объем рынка кикшеринга в России составил 13,3 млрд рублей, что на 64 % выше, чем годом ранее. Ожидается, что к 2025 году он может вырасти до 39,5 млрд рублей. В мире тенденция схожая: по прогнозам глобальный рынок электросамокатов в 2023 году вырастет с 626,8 млн долларов до 806,3 млн долларов. Но не везде кикшеринг смог прижиться. Так, с улиц Майами исчезла компания Bolt Mobility, бросив прокатные устройства в городе. В Париже, ставшем пионером кикшеринга в Европе, может быть отозвана лицензия у местных операторов сервиса аренды и более 15 тыс. самокатов придется убрать с улиц. Здесь решение будут принимать жители города.

Однако, в России кикшерингу пока ничего не угрожает, и даже наоборот. Так в Москве такие сервисы находятся в тесном сотрудничестве с Дептрансом. Приложение «Московский транспорт» позволяет арендовать электросамокат у любого оператора. В городе созданы «медленные зоны» (крупные парки, центральные улицы города, а также аварийно-опасные места), где скорость самокатов автоматически ограничивается. Такое сотрудничество бизнеса и власти позволяет сервисам аренды СИМ цвести пышным цветом. Прошлым летом в Москве ежедневно совершалось по 66,3 тыс. поездок на самокатах сервиса Whoosh, 43,1 тыс. на устройствах Urent, 38,9 тыс. на устройствах Яндекс Go.

Кикшеринг в России: цифры и факты

В Москве по данным Департранса в прокате находится 40 000 самокатов, на которых в прошлом году было совершено 26,3 млн поездок. Всего насчитывается 2 млн активных пользователей городского кикшеринг-сервиса: за 5 лет его работы пользователи совершили более 37 млн поездок. Для сравнения — за 10 лет пользователи городского велопроката совершили 28 млн поездок, а в 2022 году — 3,3 млн поездок. Очевидно, что в мегаполисе поездка на электросамокатах предпочтительнее для пользователей сервисов аналогичным поездкам на велосипедах. А что с безопасностью?

По данным МВД за 2021 год 90 % аварий с участием СИМ в нашей стране приходилось на частных владельцев, и только каждое десятое ДТП происходило с участием арендованных самокатов. Данные за 2022 год пока отсутствуют, но уже очевидно, что опасность кикшеринга явно преувеличена.

Кикшеринг в России: цифры и факты

Безопасность поездок на СИМ закрепляется в нашей стране на нормативном уровне не только в ПДД. С 1 февраля вступил в силу ГОСТ Р 70514–2022  для производителей электросамокатов и моноколес. Он соответствует международному стандарту EN 17128–2020, призванному обеспечивать безопасность пользователей СИМ на уровне технических характеристик устройств. В число требований ГОСТа вошли: ограничение максимальной скорости на 25 км/ч, оснащение СИМ системами геолокации для автоматического снижения скорости в «медленных зонах», кроме того, устройства должны иметь пешеходный режим (скорость движения 8 км/ч).

Однако требования ГОСТа пока носят рекомендательный характер. Поэтому те самокаты, которые сейчас используют Whoosh, Urent и Яндекс Go, не потребуют немедленной замены. Тем более, что Яндекс только в прошлом году представил свой новый электросамокат, который пополнит парк кикшеринга этой весной. Его особенностью является прочный и легкий корпус из магниевого сплава, а дека устроена таким образом, чтобы на неё мог встать только один человек, что отсечет любителей парных катаний. Другие сервисы кикшеринга тоже не стоят на месте и развивают свои устройства. Так что с технической точки зрения безопасность будет обеспечена. Останется только решить вопрос с «человеческим фактором».


Источник