«Казак»: новый бронетранспортер украинских сил

Новое защищенное транспортное средство для украинской армии называется «Казак».

Разработка нового броневика началась в 2008 году в некоммерческом научно-производственном объединении «Практика». Ранее компания занималась средствами технической и пожарной безопасности для банков и офисов. Для учета всех интересов и потребностей военных проект разрабатывался совместно с бывшим Министром обороны Украины Юрием Ехануровым и начальником Генштаба генералом армии Украины Сергеем Кириченко. Необходимость создания нового броневика объяснялась устарелостью советских БТР-80 и БРДМ-2, которые вдобавок недостаточно эффективны в городских условиях и подходят лишь для просторной местности. Новую машину впервые заметили на репетиции военного парада 19 августа 2009 года, а неделей позже на самом параде броневик представили широкой публике.

Первые броневики были созданы на базе агрегатов IVECO. Броневик «Казак» весом пять с половиной тонн оснащен итальянским четырёхцилиндровым турбодизелем мощностью 176 лошадиных сил, соответствующим стандарту Euro-4. Он может буксировать четыре тонны и развивать скорость до 120 километров в час. Расход топлива для машины составил около 15 литров на сто километров. Корпус бронемашины сварной, изготовлен из стальных броневых листов, расположенных под углом. Бронирование защищает от стрелкового оружия. V-образное днище выдерживает взрыв мины до 3 килограммов тротила. Каркасный принцип салона обеспечивает сохранность экипажа «Казака». Пулестойкие шины с пластмассовыми вставками повышают безопасность. На первых образцах использовались высокопрофильные диагональные шины от ГАЗ-66. Защиту можно изменить, заменив бронелисты в зависимости от условий применения. Полноприводный автомобиль имеет клиренс 365 мм, обеспечивая ему хорошую проходимость.

В первых образцах БТР установили все необходимое: прибор химической и радиационной разведки, камеру заднего вида, GPS-навигатор, усиленную термоизоляцию, кондиционер, видеорегистратор и парктроник.
На «Казак» можно установить стрелковое вооружение; крепление для него предусмотрено в поворотном люке на крыше: это пулемёт калибра 7,62 мм, крупнокалиберный пулемет калибра 12,7 мм и несколько видов автоматических гранатомётов с боекомплектом до ста выстрелов. Позднее конструкторы предусмотрели возможность установки боевого модуля с дистанционно управляемым вооружением, оператор которого находится в салоне.

К 2014 году было создано два опытных образца «Казака», но стало ясно, что на шасси Iveco машина получается дорогой. От роскоши пришлось отказаться. «Казак» перевели на платформу ГАЗ-66, на которой стоит немалая часть военной техники украинской армии. Работы продолжились в разных направлениях.
Появился менее дорогой ББМ «Казак» на шасси ГАЗ-66, идея которого появилась ещё в 2009 году.
Кроме того, на базе существующих наработок спроектировали 11-тонный бронетранспортёр «Kozak-2014» и противотанковый комплекс «Скиф» на базе бронемашины «Казак». В сентябре 2014 года, с помощью заокеанских партнёров, начались работы над проектом «Большой Казак» на шасси Ford F550.
