Картинг: неизведанный мир

Картинг. Терра инкогнита

Поинтересуйтесь у любого фаната «Формулы 1», откуда берутся знаменитости этого вида автоспорта. Конечно же, с картинга. Может показаться, что нужно развивать эту «кузницу кадров» и получать российских Шумахеров. Но всё не так просто…

Изображение: img.freepik.com

NGKартинг

© Фото: 5 колесо

Многие ограничивают представление о картинге прокатом в картинг-центрах или детскими воспоминаниями о неказистых машинках, чихающих и глохнущих на старте. Картинг развивался отдельно от других видов автоспорта, и его былую популярность быстро забыли. Тем не менее перемены на этой «неизвестной земле» произошли значительные.

В доперестроечные годы ленинградский «Патриот» производил более пяти тысяч картов в год. Комитеты ДОСААФ едва успевали распределять машинки по станциям юных техников и Домам пионеров, создавая при этом пирамиду, вершиной которой была сборная СССР.

В условиях хозяйствования после распада СССР массовый картинг оказался обречённым. «Патриот», раньше получавший государственные дотации, не мог работать в режиме самоокупаемости: крупных закупок карт не предвиделось. Освободившаяся ниша заполнилась импортной техникой, которая была дороже.

С классами юниоров и взрослых всё было понятно, а вот с подготовительными группами появились серьёзные трудности.

Александр Кузьмин, президент клуба «Нева-Ринг», выступил инициатором создания новых классов «Мини» и «Ракет» для России. Был куплен комплект двигателей Raket 85, проведены первые соревнования, и в тот же день прекратил свое существование класс «Пионер». Вскоре аналогичная судьба постигла класс «Кадет», оснащенный моторами объемом 100 кубов, выпускаемыми кооперативом «Вираж».

Идея Кузьмина воплощалась в реальность. С шведской фирмой Radne Motor AB был заключен договор на поставку двигателей. Что касалось шасси, то предлагались различные варианты, что на начальном этапе способствовало снижению стоимости картов «Ракет».

Стройной системы пока достичь не удаётся — между классами «Мини», «Ракет» и «Интерконтиненталь-А-Юниор», «Интерконтиненталь А» отсутствует звено. Но есть интересное предложение: создать класс «Интерконтиненталь С». Предполагается использовать импортные моторы с водяным охлаждением, но не золотниковые, а клапанные, соответствующие более высоким техническим требованиям.

Поддержка отечественного производителя пока не приносит заметных результатов. Все попытки оснастить национальный класс «Союзный» двигателями ММВ3 белорусского производства успеха не принесли. Ожидания по созданию современного мотора не реализовались.

Изображение: img.freepik.com

Чемпионат NGK по картингу

© Фото: NGK Spark Plug Europe

Возвращаясь к «недостающему звену», техническое задание на машину нового класса кратко: надёжный, мощный, недорогие карт с оперативным обеспечением запчастями. «Мы рассматриваем три варианта, — говорит Александр Кузьмин. — Первый — двигатель тайваньского производителя, уже выпускавшего комплектующие для двигателей картов. Второй — австрийский Rotex. Третий — итальянский Vortex».

Картинг, как и любой вид автоспорта, является прежде всего шоу. Микроавтомобили международных классов развивают скорости свыше 200 км/ч, применяются аэродинамические решения, а обгоны «слипстримом» стали обыденностью. Требования безопасности здесь не менее строгие, чем в крупных гонках. Борьба на этапах российского первенства настолько зрелищна, что может позавидовать чемпионат кольцевой.

В российском картинге наблюдается качественный рост, однако количественный зависит от государственной поддержки. Сейчас основные средства на воспитание молодых гонщиков берутся из семейных бюджетов. Дальнейшая судьба пилота зависит от его успехов.
Высокая востребованность талантливых гонщиков очевидна: появляются команды, подобные московской «Юниор Старт». В ее составе – курянин Григорий Комаров, петербуржцы Элеонора Дмитриева и Виктор Дамуть, Геннадий Забаров из Клина. Цель команды – победа в чемпионате и первенстве России.

Пример другого подхода можно найти в команде «Нева-Ринг» из Санкт-Петербурга. Там действует клубная система с тремя уровнями: школа картинга, спортивный кайтинг и команда мастеров. Удержать воспитанников в клубе непросто — самые талантливые получают предложения от богатых команд, что и происходит на практике.

Картинг, подобно любому виду автоспорта, имеет высокую стоимость. Сколько требуется средств для того, чтобы стать гонщиком? Вновь прибегнем к примеру команды «Нева-Ринг».

Восемь тренировок в клубе для родителей будущего чемпиона стоят две тысячи рублей. Много? В команде помимо занятий на трассе есть серьезная теоретическая подготовка: изучают устройство автомобиля, правила соревнований, технику и тактику езды. Президент клуба считает, что за руль спортивного авто можно садиться через два-три месяца тренировок.

Для продолжения понадобится собственная техника. Начнем с классов «Мини» и «Ракет». Б/у шасси и двигатель могут стоить от 500 до 1000 долларов. Дополнительные 1000 долларов потребуется на сезон, включающий 8-10 гонок. Новый карт национального класса обойдется примерно в $2600.

Обсуждая карты международных классов, важно сначала определить цели и задачи, поскольку затраты могут сильно различаться. Шасси для «Формулы С» стоит 2-2,5 тысячи долларов, двигатель — 3,5-4 тысячи. Комплект шин обойдётся примерно в 200 долларов. На тренировку и гонку требуется три комплекта резины для сухой погоды и один комплект для мокрой. «Гоночный» бензин стоит от 1,5 доллара за литр, масло — около 25 долларов за литр. Это не считая оплаты механиков, расходов на поездки, ремкомплектов и прочего.

Картинг в России будет развиваться, так как именно через него в кольцевые гонки приходят подготовленные пилоты. Примеры можно найти среди таких спортсменов, как Александр Кузьмин-младший, Дмитрий Щеглов, Алексей Павловский и Михаил Ухов. В этом сезоне в сильнейшей кольцевой команде «МТС Рейсинг» к Михаилу Ухову присоединится семикратный чемпион России по картингу Григорий Комаров.

Михаил Алешин, которому четырнадцать лет, участвовал в престижных соревнованиях Winter Cup и Margutti Trophy в Италии. В этих соревнованиях спортсмен занял соответственно пятнадцатое и десятое места. В кольцевом сезоне текущего года Михаил будет выступать за рулем автомобиля класса «Формула 1600».

Картинг заслуживает интереса у болельщиков, спонсоров и журналистов, и предположительно в скором времени перестанет оставаться неизведанным.