Каршеринг стремительно набирает популярность среди россиян: в чем проблема?
Последнее время сервисы краткосрочной аренды автомобилей развиваются стремительно, а пользователей «каршера» с каждым днём становится всё больше, и далеко не всегда люди, которые садятся за руль арендованного автомобиля, имеют достаточный водительский стаж, знают все нюансы движения в крупных городах, да и зачастую просто с халатностью относятся к своим обязанностям как водителя — за рулём чужой машины. Почему то, что преподносят нам аналитики, не всегда хорошо, и как вообще можно попробовать решить главные проблемы каршеринга прямо сейчас?
Каршеринг «цветёт и пахнет»
Инновационный центр «Безопасный транспорт» провёл опрос среди водителей Москвы и Московской области, где респондентам предлагалось ответить на ряд вопросов, касающихся использования сервисов краткосрочной аренды автомобиля — каршеринга.
Выяснилось, что самые частые пользователи каршеринга в столичном регионе — это мужчины в возрасте около 40 лет, у которых есть семья и чей водительский стаж 7 лет или более.
Среди самых распространённых причин, по которым водители отдают предпочтение каршерингу, респонденты назвали:
— отсутствие необходимости оплачивать парковку
— возможность добраться до нужной точки и просто оставить там автомобиль
— не нужно обслуживать машину самостоятельно
Что касается каршеринга в Москве, то, как заявили в столичном Дептрансе, сейчас 47% московских автовладельцев пользуются сервисами краткосрочной аренды автомобиля.
Отмечается, что в настоящее время пользователям каршеринга в Москве доступно свыше 38 тысяч автомобилей для аренды, среди которых есть машины самых разных классов, категорий и марок — это электромобили, авто бизнес- и премиум-класса и отечественные марки. Особо подчёркивается, что средний возраст машин — 1,5 года, а, памятуя о вездесущей «зелёной повестке», указано, что ни один автомобиль не оснащается двигателем, экологический класс которого ниже Евро-5.
Осторожно, ДТП!
Безусловно, то, что сервис краткосрочной аренды автомобилей в крупных городах быстро развивается и на это выделяются колоссальные средства, — это большой плюс с точки зрения, в том числе, удобства для пользователей. Однако говоря о развитии сервиса, почему-то никто не вспоминает статистику ДТП, в которой так часто фигурирует «каршер».
Конечно, мы не забыли, что совсем недавно МВД отчиталось о снижении аварийности в столице с участием автомобилей каршеринга: говорилось, что за первое полугодие 2024 г. с участием автомобилей каршеринга было зарегистрировано в общей сложности 148 ДТП (-28,2% относительно аналогичного периода прошлого года), в которых 4 человека погибли (-55,6%) и 168 получили ранения (-31,4%).
Но давайте также помнить о том, что ещё совсем недавно, например, председатель Мосгордумы Алексей Шапошников говорил о «необходимости усиления контроля за соблюдением безопасности со стороны операторов [каршеринга]» и введения дополнительных ограничений по возрасту и стажу водителей, имеющих возможность регистрироваться в сервисах [краткосрочной аренды]» ввиду того, что «…большая доля попадающих в аварии водителей каршеринга».
Далее, зампредседателя Мосгордумы Степан Орлов также указывал на необходимость наладить оперативный обмен данными между ЦОДД, МВД и операторами сервисов краткосрочной аренды автомобилей — «для снижения количества ДТП с участием водителей столичного каршеринга».
Наконец, снижение смертности, травматизма и общего числа ДТП с участием «каршера» отмечается лишь в первом полугодии 2024 года — относительно аналогичного периода года 2023-го — ранее статистика была, напротив, удручающей.
Как решать вопрос
В связи с этим вопрос: а не лучше ли сконцентрировать, объединить усилия нескольких ведомств именно на проработке соответствующих нормативных документов, механизмов и мер реагирования для снижения аварийности с участием авто из сервисов краткосрочной аренды — вместо того чтобы чуть ли не каждый месяц рассказывать о том, какими стремительными темпами развивается сервис, какие разные «модельки» появляются в автопарке и что такие машины отвечают самым высоким экологическим требованиям.
И вместо того, чтобы спрашивать водителей, почему они пользуются каршерингом (тех, кто им пользуется), спрашивать тех, кто им не пользуется — почему, какие недостатки они видят в таких сервисах и по какой причине, как они считают, водители арендованных машин могут быть более опасны для остальных участников дорожного движения, чем, скажем, владельцы личных автомобилей и пассажиры общественного транспорта (про самокаты мы сейчас не говорим — это тема для отдельного разговора).
Да и самое «убийственное» во всей этой истории — тот факт, что те люди, кто настойчиво продвигают сервисы краткосрочной аренды, каршеринг, сами-то в эти «игры» не играют: у них есть свой личный автомобиль (а может, и не один) и они им охотно пользуются. А другим почему-то говорят, что не обязательно иметь что-то своё — мы вам это предоставляем, а вы нам за это платите. По нашим собственным расценкам.
Разве это правильно?