Камеры штрафуют пассажиров без ремней безопасности.
Многие считали, что вопрос о камерах на дорогах и выписывании штрафов за неспристегнутых пассажиров рано или поздно решится. Такая возможность давно доступна технически, а дополнительные доходы для бюджета всегда необходимы.
В настоящее время системы видеонаблюдения часто допускают ошибки: машинный анализ пока не совершенен. Несмотря на то, что определить отсутствие ремня безопасности у пассажира, казалось бы, проще, чем у водителя, которого частично скрывает руль, система совершает много ошибок. Несмотря на это, систему внедрили в некоторых регионах: аппаратура для фиксации нарушения правил пользования ремнями безопасности работает в Свердловской области с мая текущего года. В Москве подобная аппаратура фиксирует положение ремней, но штрафы за непристегнутого пассажира пока не выписывает.
В сети недавно появилась история о водителе из Екатеринбурга, которому выписали штраф за непристегнутого кота. Кот был игрушечным и крепился присосками к лобовому стеклу. Отменить штраф оказалось непросто. Водитель смог доказать отсутствие необходимости пристегивать такого кота, но на это ушло много времени. Это курьезное происшествие демонстрирует несовершенство системы.
Все обязаны пристегиваться, это не подлежит обсуждению. Обжалование штрафов за ошибочные вынесения унизительно само по себе: оспаривать ложное обвинение и сложно, и неприятно. Некоторые аналитики предлагают для оправдания использовать информацию с видеорегистраторов салона, которые должны засвидетельствовать отсутствие пассажиров на заднем сиденье в момент работы камеры, но это несерьезно. Не у каждого есть видеорегистратор, и не каждый регистратор показывает картинку салона. Правомерность использования регистраторов тоже неоднозначна: часто высказываются мнения о том, что они загораживают обзор водителю. Что делать тому, у кого вообще нет регистратора? В ПДД об этом ничего не сказано. И почему невиновный должен оправдываться?

Адвокаты пока фактически молчат. Массового применения таких камер пока нет, поэтому прецедентов с ошибочными наказаниями немного. Типичные ситуации, провоцирующие ошибку, – это ношение темной одежды и праворульные автомобили, где водителей путают с пассажирами. Последнее касается и разговоров по мобильному телефону. Замечательно, что многие водители, получившие предписания оплатить штраф, предпочитают не ввязываться в разбирательства, а просто оплатить 50% суммы со скидкой – дескать, только отстаньте! О широкой огласке таких случаев речи нет, если не считать перепалок в социальных сетях.
В столице активно наказывают водителей без ременей безопасности: с начала года выписано более двух миллионов штрафов. По статистике, каждый второй водитель получил штраф. Это неприятно, так как указывает на несознательность участников движения.
Причины «пофигизма» разнообразны. Одни полагают, что подушки безопасности делают ремни ненужными. На самом деле, непристегнутый водитель и пассажир при аварии подвергаются сильной ударной волне от сработавшей подушки – она рассчитана на человека в застегнутом ремне! Другие боятся, что ремень помешает вытащиться из машины после аварии – это миф, созданный людьми, далекими от реальности. Третьи цинично заявляют, что ремень мешает, четвёртые уверены, что «за это не ловят».
По этой причине предложенные в Госдуме поправки в КоАП, которые снимают штрафы за мелкие нарушения и ужесточают наказания за непристегнутые ремни, можно считать полезными.
Камеры требуют улучшения схем. Пусть различают кошек и пассажиров.