КамАЗ с улучшенным капотом готовится к «Дакару»

На «Дакар» поставят новый КамАЗ с новым капотом.

Изображение: img.freepik.com

Подвеска на новинке та же, что и на «4326-й» модели

Приглашение сотрудницы пресс-службы команды «КАМАЗ-мастер» Жанны Быковой было кратким: «Приезжай, построили грузовик капотной компоновки». Обещаниям сотрудников НП «КАМАЗ-Автоспорт», с которыми за долгое время общения возникла дружба, я привык доверять. Но в данном случае, как говорил герой фильма, «меня терзали смутные сомнения». Во-первых, визит в Набережные Челны начинался с тестовой трассы, где журналистов для понимания процесса сначала изрядно качали в кабинах боевых КамАЗов. Но в то, что это произойдет в кабине нового «капотника», было сложно поверить. А плотный производственный график работы команды не располагает к продолжительным пресс-турам. Как совместить всё? Уловив мои сомнения, Жанна успокоила: «Если обещали, то обязательно покажем». И действительно, необычный грузовик, пока еще не имеющий серийного индекса, был показан в производственном цехе команды «КАМАЗ-мастер», а представил новинку руководитель команды Владимир Чагин. Разумеется, первым и главным вопросом был: почему выбран автомобиль с компоновкой, нехарактерной для продукции Камского автозавода?

Изображение: img.freepik.com

Iveco и TATRA с 2013 года используют грузовики с капотной компоновкой, демонстрирующие хорошие результаты на «Дакарах». Экипажи находятся практически в базе автомобиля, а не на передней оси, как в традиционной компоновке. Благодаря этому капотный вариант позволяет поддерживать более высокий темп, отмечают Жерар Де Рой и Алеш Лопрайс.
К преимуществам капотной компоновки относятся лучшая развесовка по осям и привычные реакции при управлении. Смещение центра масс к центру автомобиля улучшает его маневренность. В отношении комфорта экипажа, а если это вообще приемлемо для ралли-рейдов, то скорость перемещения по бездорожью часто определяется не техническими возможностями автомобиля, а физиологическими факторами.

Изображение: img.freepik.com

В кабине произошла глобальная перепланировка. Теперь капитан располагается справа, а инженер, из-за моторного отсека, — в центре.

«Все преимущества капотной компоновки мы оценили ещё в 2013 году, и тогда же родилась идея построить подобный грузовик, — рассказывает Владимир Иванович Губа, технический директор НП «КАМАЗ-Автоспорт». — Но для её воплощения потребовалось время. Во-первых, в линейке продукции КамАЗа нет капотного грузовика. И здесь мы воспользовались давним сотрудничеством с компанией Daimler AG — на автомобиль установлена кабина Daimler Zetros. Во-вторых, остро встал вопрос выбора двигателя». Действительно, капотная компоновка не позволяет разместить широкий V-образный двигатель, который использует команда, а рядный 6-цилиндровый мотор Liebherr пока находится в стадии разработки. Получить его серийные образцы для форсировки удастся не раньше следующего года. Поэтому было решено арендовать двигатель Caterpillar, подготовленный чешской компанией Buggira, специализирующейся на подготовке моторов для кольцевых гонок грузовиков. Для обеспечения надежности на «Дакаре» потребовалось слегка дефорсировать двигатель, и его живучесть уже не раз доказал Мартин Коломны на TATRA с подобным мотором. Двигатель Caterpillar C13 в спецификации Gyrtech 12,5 Rally развивает 980 л. с. с максимальным крутящим моментом 4000 Нм. Но капотная компоновка потребовала и внедрения целого ряда специальных инженерных решений. Так, на сегодняшней версии КамАЗ-4326 водяной радиатор установлен непосредственно перед двигателем, а теплообменники надувочного воздуха — сбоку кабины. В данном случае эти системы потребовали параллельной установки. «Несмотря на то, что двигатель уже неоднократно прошел проверку «Дакаром», доводка автомобиля для обеспечения надежности весьма актуальна, — продолжает Владимир Иванович Губа. — К примеру, пилоты нашей команды абсолютно уверены в надежности мотора Liebherr, поэтому не берегут его и едут «на все деньги». Что касается Caterpillar, то здесь более высокие температурные нагрузки, и это необходимо учитывать при его эксплуатации».

Изображение: img.freepik.com

На полигоне продемонстрировали журналистам… чтобы поняли и запомнили.

По подвеске инженеры использовали конструкцию КамАЗ-4326. Чтобы добиться оптимальной настройки, пришлось подбирать жесткость рессор и амортизаторов. Как и в прежней версии, есть возможность использовать амортизаторы как с пружинами, так и без них. Измените было положение рулевого редуктора, что повлияло на кинематику рулевого управления… В целом, при разработке новой модели возникают нюансы, которые приходится решать.
За короткое время автомобиль проехал первые метры по асфальту. Первые испытания в условиях гонки планировались в Астраханской области на ралли-рейде «Великая степь — 2015». В тестовом экипаже были Эдуард Николаев, Евгений Яковлев (руководитель группы конструкторов проекта) и Владимир Рыбаков. К сожалению, в начале гонки у Николаева произошла травма, и экипаж вынужден был сойти с дистанции. Остаётся доводить автомобиль до ума, после чего станет ясно, получит ли он право участвовать в «Дакаре-2016».

Изображение: img.freepik.com

Эдуард Николаев у старта нового грузовика. Пока по асфальту…