КамАЗ с открытым капотом готовится к «Дакару».

Новый КамАЗ для ралли «Дакар».

Подвеска на новинке та же, что и на «4326-й» модели
Приглашение сотрудницы пресс-службы команды «КАМАЗ-мастер» Жени Быковой было кратким: «Приезжай, построили грузовик с капотной компоновкой». Обещаниям сотрудников НП «КАМАЗ-Автоспорт», с которыми сложились дружеские отношения за долгие годы общения, привык доверять. В данном случае, как говорил один киношный герой, «меня терзали смутные сомнения». Сначала визит в Набережные Челны начинался с тестовой трассы, где журналистов для понимания процесса сначала сильно качали в кабинах боевых КамАЗов. Но верить, что это произойдет в кабине нового грузовика, было сложно. А плотный производственный график работы команды не позволял проводить продолжительные пресс-туры. Как совместить всё? Уловив сомнения, Женя успокоила: «Если обещали, то обязательно покажем». И действительно, необычный грузовик, пока еще не имеющий серийного индекса, был показан в цехе команды «КАМАЗ-мастер», а представил новинку руководитель команды Владимир Чагин. Разумеется, первым и главным вопросом стал: почему выбран автомобиль с компоновкой, непривычной для продукции Камского автозавода?

Iveco и TATRA с 2013 года используют грузовики с такой компоновкой, и на «Дакарах» эти модели показывают хорошие результаты вне дорог. Экипаж находится почти в базе автомобиля, а в традиционной компоновке — на передней оси, где удары от колеса передаются непосредственно на позвоночник. Поэтому капотный вариант позволяет держать более высокий темп. Это отмечали Жерар Де Рой и Алеш Лопрайс, уже испытавшие подобные грузовики. В пользу капотной компоновки говорит лучшая развесовка по осям (смещение кабины с экипажем массой около 800 кг на полтора метра назад увеличивает нагрузку на заднюю ось более чем на 50%), а также более привычные реакции при управлении. А со смещением центра масс к центру автомобиля улучшается его маневренность. Что касается комфорта экипажа, если этот термин вообще применим к ралли-рейдам, то нередко скорость перемещения по бездорожью определяется в большей степени физиологическими факторами, чем техническими возможностями автомобиля.

В кабине произошла глобальная перестановка мест. Штурман теперь располагается справа, а механик, из-за расположенного там двигателя, занял центральное место.
«Все преимущества капотной компоновки мы оценили еще в 2013 году, и уже тогда появилась идея постройки подобного грузовика», — рассказывает Владимир Иванович Губа, технический директор НП «КАМАЗ-Автоспорт». — «Но для ее реализации потребовалось время. Во-первых, в линейке продукции КамАЗа нет капотного грузовика. И здесь мы воспользовались сотрудничеством с компанией Daimler AG — на автомобиль установлена кабина Daimler Zetros. Во-вторых, встал вопрос выбора двигателя». Действительно, капотная компоновка не позволяет разместить широкий V-образный двигатель, используемый командой, а рядный 6-цилиндровый мотор Liebherr пока находится в стадии разработки, и получить его серийные образцы для форсировки удастся не раньше следующего года. Поэтому было решено арендовать двигатель Caterpillar, подготовленный чешской компанией Buggira, специализирующейся на подготовке моторов для кольцевых гонок грузовиков. Для обеспечения надежности на «Дакаре» потребовалось слегка дефорсировать двигатель, и его живучесть уже не раз доказал Мартин Коломны на TATRA, где стоял подобный мотор. Двигатель Caterpillar C13 в спецификации Gyrtech 12,5 Rally развивает 980 л. с. с максимальным крутящим моментом 4000 Нм. Но капотная компоновка потребовала и внедрения целого ряда специальных инженерных решений. Так, на сегодняшней версии КамАЗ-4326 водяной радиатор установлен непосредственно перед двигателем, а теплообменники надувочного воздуха — сбоку кабины. В данном случае эти системы потребовали параллельной установки. «Несмотря на то, что двигатель уже неоднократно прошел проверку «Дакаром», доводка автомобиля для обеспечения надежности весьма актуальна», — продолжает Владимир Иванович Губа. — «К примеру, пилоты нашей команды абсолютно уверены в надежности мотора Liebherr, поэтому не берегут его и едут «на все деньги». Что касается Caterpillar, то здесь более высокие температурные нагрузки, и это необходимо учитывать при его эксплуатации».

На полигоне показали журналистам, чтобы те поняли и запомнили…
Что касается подвески, то конструкция идентична той, что используется на КамАЗ-4326. Следовательно, работы по ходовой части сводятся к подбору настроек, корректировке жесткости рессор и амортизаторов. Как и в существующей версии, можно использовать амортизаторы с пружинами или без них. Изменение расположения рулевого редуктора повлекло за собой изменение кинематики рулевого управления… В общем, как и при подготовке любой новой модели, нюансов достаточно. И буквально на моих глазах автомобиль, готовившийся в рекордно короткие сроки (работы начались после возвращения команды с очередного «Дакара»), проехал первые метры по асфальту. Первые тесты в боевых условиях планировались в Астраханской области на ралли-рейде «Великая степь — 2015». В тестовом экипаже были заявлены Эдуард Николаев, Евгений Яковлев (руководитель группы конструкторов проекта) и Владимир Рыбаков. К сожалению, в самом начале гонки Эдуард Николаев получил травму, и экипаж вынужден был сойти. Таким образом, все работы по доводке нового автомобиля еще впереди, и только после них станет ясно, получит ли он путевку на «Дакар -2016».

Эдуард Николаев стоит рядом с новым грузовиком на асфальте.