КамАЗ представил новые модели самосвалов.
Семейству камских грузовиков добавили тяжёлые трёх- и четырёхосные самосвалы. Dalnoboi.org На заводе представили новую серию грузовиков из Камского региона.
Новинка, ставшая предметом всеобщего внимания, – седельный тягач данной модели. 5490 Транспортники встретили его с привычным подозрением ко всему новому российскому. В нём преобладали импортные комплектующие, но всё равно — это был новый КАМАЗ. За год грузовики завоевали доверие потребителей, и вот последовало логичное продолжение семейства.
Линия окраски кабин
Разработчик рассказали о новой линейке грузовиков и затруднился назвать подходящую классификацию: ГОСТ или предложенную Mercedes-Benz. На заводской табличке указан индекс 6580… , а на шильдиках дверей кабины – К5044 или К4141. Как и у немецких автомобилей, первые две цифры обозначают полную массу машины, а следующая пара – округлённую мощность двигателя в лошадиных силах. Буквы в новой линейке определяют предназначение грузовиков: М – магистральная группа техники, К – тяжёлая или полноприводная группа.
По заводской классификации трёхходовая модель имела индекс 658025, а самосвал 8х4 — 658015. Как верно заметил конструктор, машине полной массой 50 тонн следовало бы иметь индекс 758015. Но это лишь начало запутанной схемы нового семейства. Важно понимать, что наличие новой кабины отнюдь не означает одинаковость шасси. То есть, встретив несколько КамАЗов с лицензионной кабиной Mercedes-Benz Axor за один день, нельзя утверждать, что у всех у них будут одинаковые двигатели, коробки передач и ведущие мосты.
Ранее Камаз не производил в серии самосвалов с полным весом до 50 тонн, особенно таких комфортабельных.
Развитие новой линейки грузовиков КамАЗ предвидено в трёх направлениях. Первое – магистральные машины с высокой долей компонентов Daimler AG и их дальнейшей локализацией на площадках в Набережных Челнах. Второе – применение традиционной шасси и агрегатной базы классических КамАЗов, но с новой кабиной. Третье – создание новых шасси из локализованных и приобретаемых компонентов для моделей, ранее не присутствовавших в гамме производителя. Яркий пример такого подхода – самосвал с колёсной формулой 8х4 и полной массой 50 тонн.
Производство двигателей на СП «Камминз Кама»
Первая известная проблема при строительстве российского тяжёлого самосвала – мосты. Российские производители не обладают мостами грузоподъёмностью 16 тонн, поэтому приобрели агрегаты марки HanDE Axle из КНР. Это ведущие мосты с бортовыми передачами, межколесными и межосевыми механизмами блокировки. Будучи заранее готовым к волне скептицизма «ну вот опять китайское…», спешу развеять предубеждения. Эти мосты производятся в КНР по лицензии MAN и когда-то стояли на немецких тягачах семейства F2000Эти элементы можно увидеть на Shacman, Dongfeng и нареканий к ним нет. Сейчас в распоряжении КамАЗа достаточно силовых агрегатов. В соответствии с концепцией «трёх направлений» это могут быть как агрегаты Daimler, так и собственные V-образные моторы модернизированного семейства 740, ещё совместное предприятие «Камминз КАМА» здесь же собирает по лицензии семилитровый Cummins ISB6.7E4300. В перспективе ведётся сотрудничество с маркой Liebherr.
Новый двигатель серии ISG12 из КНР
Для шасси грузовика вместимостью 50 тонн необходим мощный и при этом достаточно компактный двигатель для гармоничного сочетания с новой каютой, отличающейся комфортом и привлекательным внешним видом. В итоге выбор снова пал на марку Cummins. Серия ISG12, представляющая новую глобальную платформу Heavy-Duty, разработана в США и впервые представлена в сентябре 2013 года. В её состав входят рядные шестицилиндровые двигатели рабочим объёмом 10,5 и 11,8 л, отличающиеся компактными размерами и небольшой массой. Производство этих моторов началось год назад на заводе Beijing Foton Cummins Engine Co в Китае.
Двигатель Cummins ISG12 производит от 350 до 500 лошадиных сил и соответствует стандартам четвёртого или пятого экологического класса в зависимости от настроек. Специалисты из Набережных Челнов полагают, что такой двигатель идеально подходит для новых КАМАЗов. На выставке «Комтранс-2015» состоялись переговоры между генеральным директором ПАО «КАМАЗ» Сергеем Когогиным и президентом Cummins Inc. Тома Лайнбаргером о возможном выпуске двигателей на совместном предприятии «Камминз КАМА». На протестированных машинах использовались моторы, доставленные из Китая.
Цельный блок цилиндров без гильз — единственный недостаток мотора, появившийся вследствие стремления к весовым и габаритным характеристикам. Не предусмотрено расточивание цилиндров под ремонтные размеры. Возможно удорожание ремонта в отдаленной перспективе, но чаще всего преждевременный ремонт цилиндропоршневой группы обусловлен действием человека.
Сережки на сайлентблоках. Двойная рама из лонжеронов U-образного профиля усиленная (Heavy Duty) с усилителями в местах повышенной нагрузки (как у большинства производителей подобных конструкций, усилена вставками «лонжерон в лонжероне»).
В Набережных Челнах на предприятии «ZF-Кама» производятся девяти- и шестнадцатиступенчатые коробки передач. Ни одна из моделей не подходит для тяжёлого самосвала, так как имеет ограничение по максимальному крутящему моменту – до 1800 Нм. В новом шасси используется другая коробка передач ZF16S2225TO с тросовым приводом управления, способная работать с моментами до 2300 Нм. Новые элементы: межосевые и межколёсные блокировки в базовой комплектации, сайлентблоки в рессорных серьгах, стабилизаторы поперечной устойчивости от модели 65115. Рама усилена вставками «лонжерон в лонжероне», как у большинства грузовых автомобилей.
Четырёхосная машина, вид снизу К5044 (658015)
Тормозные камеры установлены на безопасном расстоянии.
На грунтовой дороге в пустом самосвале движение комфортное, ехать приятно. Даже с простым устройством подвески кабины – на пружинах – тряски минимальны.
Что же за руль предлагается? Не продолжение шумного и упрощённого грузовика, ни «Мерин» в упрощённом виде, ни очередной русско-китайский симбиоз.
Нет! Это действительно новый и современный автомобиль. Представьте: опытный шофёр, знакомый с КамАЗами прошлых лет, получает на работу новый 658025 или, как теперь говорят, К5044 D. Он будет не просто приятно удивлён, но и не найдёт никакой негативной преемственности по отношению к предыдущим моделям.
Зажигание включено, оживает приборный щиток. На ЖК-дисплее появляется фирменная камазовская «лошадка», шкалы делают круг почёта самодиагностики. Двигатель оживает, но нет ни вибраций, ни едкого запаха выхлопа. На улице холодно. Водитель-испытатель перед встречей с журналистами заботливо прогрел мотор. Теплый воздух из дефлектора на передней панели направлен в лицо. Затем тепло переходит в ноги и на ветровое стекло. Нащупываю левое поле «пощёчины» рычага коробки передач, поскольку самосвал не гружёный, выбираю третью передачу. Выжимая невесомое сцепление, плавно выкатываюсь на трек. Ночью было холодно, а днём потеплело и пошёл мокрый снег, превратив дороги испытательного заводского трека в колеи со снежно-водяной кашей. Слишком скользко! Освоившись, пробую переключать передачи, тормозить резче и даже спровоцировать занос.
Попытки совершить ошибки в выборе передач были встречены тихой тягой на низких оборотах и достойной эластичностью двигателя. Попытка резко затормозить на льду закончилась неудачей из-за мягкой настройки тормозного крана – давить на педаль нужно было сильнее.
Иду на второй круг, торможу и пытаюсь повернуть. Всё получается, четырёхосный самосвал невозмутим и стабилен. Не думаю, что перехваливаю машину, но мне понравилась и настройка ходовой части: даже в порожнем самосвале с рессорными подвесками почти не трясёт на кочках и ухабах, плавность хода на высоте! Даже при довольно простой подвеске кабины – на пружинных стойках.
Настал мой черед опробовать машину с колёсной формулой 6х4. В кабине, уже знакомой по «Аксору», устроился удобно, едва не зевнул, увидев заднюю стенку кабины, где мог бы быть уютный спальник (был ранний, почти ночной перелёт). Поехали, и вот проявилась досадная огрешка, свойственная любому предсерийному образцу. Спица рулевого колеса совсем не стремится в центр при прямолинейном движении, а околонулевая зона размыта.
Сначала предположил, что неверно установлена рулевая колонка, но затем заметил рысканье грузовика, что указывает на необходимость регулировки схождения передних колёс. Двигатель здесь чуть менее мощный – 410 лошадиных сил, но принципиальной разницы с самосвалом 8х4 нет, а утверждать о нюансах управляемости не берусь – сначала надо отрегулировать углы установки передних колёс. Естественно, что на более короткой трёхосной машине радиус поворота будет несколько меньше, и вворачиваться в траекторию автомобиль начнёт раньше и острее.
Теперь детаблировка на раме выполнена аккуратно, совсем не похожа на работы первых мастеров.
В начале зимы 2015 года в Набережных Челнах я увидел многого, часть из которого мне даже запретили показывать: вежливо, но настойчиво попросили удалить два десятка кадров с моей камеры – коммерческая тайна. Видно, что КамАЗ жив и будет жить, серьёзно задумывается о будущем. Пусть не всё получается сразу, пусть и с оглядкой в прошлое. У завода есть разные стратегические партнёры: то личное получится с одним, то с другим. Тяжёлые годы перемен оставили свой след, поэтому знаменитому скакуну с эмблемы завода приходится бежать и рысью, и галопом. Новые модели из года в год этому подтверждение.
Серийное производство автомобилей семейства КАМАЗ-6580 с компонентами Daimler начнётся в 2016 году. Пока на предсерийные образцы ставятся собственные моторы, например, полноприводный трехосный самосвал КАМАЗ-65802 грузоподъемностью 20 тонн демонстрировался с двигателем КАМАЗ-740.735-400 уровня Евро-5. Однако в Набережных Челнах хотели бы иметь в арсенале более мощные моторы, предназначенные для работы в тяжелых условиях, например, современные двигатели Cummins G-серии, как на предсерийных грузовиках.
Источник: Dalnoboi.org.