Какие факторы мешают размещению зарядных станций для электромобилей в Москве?
К 2030 году в столице на дорогах может быть более 300 тысяч электрокаров. Такому количеству электротранспорта потребуется развитая инфраструктура электрозаправочных станций. Что мешает активному появлению зарядок для электромобилей в Москве?
Сколько ЭЗС сегодня в Москве
Электрозаправочные станции устанавливаются в Москве государственными и частными организациями. Большая часть городских ЭЗС принадлежит частникам, цена киловатт-часа варьируется от 9 до 22 рублей в зависимости от политики оператора, мощности станции и ее местоположения. Бесплатную зарядку электромобилей в столице предлагают 230 станций, установленных по программе «Энергия Москвы».
Более трёх тысяч зарядных станций для электромобилей функционируют в Москве, согласно информации городского департамента транспорта. Аналитическое агентство «Автостат» подсчитало, что к 1 июля 2023 года в столице зарегистрировано почти пять тысяч дваста электрокаров.
Зарядночных станций достаточно, но что произойдет, если власти увеличат число электромобилей до 300 тысяч за шесть лет?
К 2030 году Мосгордума планирует построить 12 тысяч зарядок для электромобилей. Достаточно ли ресурсов для осуществления этой цели покажет время. Для столь существенного увеличения числа станций потребуется не только большое финансирование, но и отсутствие серьезных преград, которых сейчас немало.
Что мешает установке электрозаправочных станций
В Москве установке быстрых зарядных станций для электромобилей часто препятствует несовершенство законодательства. Для размещения ЭЗС на парковке во дворе дома требуется согласие жильцов, так как дворовая парковка является общим имуществом всех собственников. Жилищный кодекс предписывает для получения разрешения на установку ЭЗС на придомовой территории провести общее собрание жильцов, где две трети голосов должны быть за возведение объекта.
Собрание для обсуждения установки зарядной станции может быть нелегким из-за несогласия жильцов. Необходимо наличие не только владельцев электромобилей, но и лояльных к новшествам людей. Объяснение преимуществ новой конструкции пожилым людям, например, экологической составляющей, — задача не из легких.
Медленные электрозаправочные станции, установленные возле жилых комплексов и позволяющие заряжаться ночью, пользуются большим спросом у жителей Москвы. Популярным местом для установки ЭЗС также являются парковки рядом с офисами, где люди оставляют свои автомобили на длительное время, уходя на работу.
Активное развитие сети зарядок для электромобилей и беспрепятственная установка ЭЗС возле жилых домов требуют изменений в законодательстве. Например, можно отменить обязательные собрания жильцов по вопросу установки зарядных станций. Вероятно, власти города примут соответствующее решение, поскольку оно сделает использование электромобилей в Москве более удобным и снизит нагрузку на электросети и публичные ЭЗС.
При строительстве новых многоквартирных домов закладываются парковочные места с зарядками для электромобилей, составляющие 5% от общего количества.
Какие действия предприняты для стимулирования монтажа электрозарядных станций?
Москвичам требуются пункты для зарядки электромобилей не только в жилых районах, но и на других местах. К примеру, многие владельцы электромобилей подзаряжают свои машины на подземных паркингах. До 2022 года установка зарядных станций на таких парковках считалась нарушением норм пожарной безопасности. В 2022 году новые правила МЧС разрешили владельцам электротранспорта заряжать машины не ниже -1 этажа подземного паркинга.
С ноября 2023 года установление зарядных станций разрешено на всех уровнях подземных парковок бизнес-центров и многоквартирных домов. Необходимо соблюдать следующие правила: станция должна быть медленной, а заряжать электромобиль можно только при нахождении пользователя в здании (в офисе или квартире).
Теперь устанавливать электрозаправочные станции могут торгово-развлекательные комплексы и другие арендаторы земель, принадлежащих городу. Размещение ЭЗС нужно согласовать с Департаментом городского имущества и закрепить в дополнительном соглашении к договору аренды участка.
Как сообщил В своем Telegram-канале Сергей Собянин отметил, что многим торгово-развлекательным комплексам, коммерческим паркингам, офисным центрам, АЗС и другим организациям выгодно установить зарядные станции для электромобилей, так как спрос на подобные услуги высок.
Получение разрешения на строительство электрозаправочных станций раньше осуществлялось только посредством аукционов, что затрудняло развитие сети зарядных мощностей для электромобилей.
Препятствий для установки ЭЗС в Москве становится всё меньше, но пока ещё сохраняются. Скорость их устранения определит комфорт столичных водителей трёхсот тысяч электрокаров в 2030 году.
