Какие факторы мешают размещению зарядных станций для электромобилей в Москве?

Власти столицы ожидают, что к 2030 году по московским улицам будет передвигаться более 300 тысяч электрокаров. Такое количество электрических автомобилей потребует развитой сети станций для подзарядки. Что мешает активному появлению зарядок для электромобилей в Москве?

Сколько ЭЗС сегодня в Москве

В городе созданием электрозаправочных станций занимаются как государственные структуры, так и частные компании. Большинство городских ЭЗС находится под управлением частников, а стоимость 1 кВт/ч варьируется от 9 до 22 рублей в зависимости от политики оператора, мощности станции и ее местоположения. Бесплатно зарядить электромобиль в столице можно на 230 станциях, установленных по программе «Энергия Москвы».

Согласно данным столичного департамента транспорта, в Москве сегодня действует более трех тысяч зарядных станций для электромобилей. По данным аналитического агентства «Автостат» на один июля 2023 года в городе зарегистрировано около пяти с половиной тысяч электрокаров.

Зарядочных станций сейчас предостаточно. Однако что произойдет, если власти столицы выполнят свой прогноз и число электричек возрастет до трёхсот тысяч уже через шесть лет?

Нехватка ЭЗС сегодня очевидна, поэтому Мосгордума планирует к 2030 году построить 12 тысяч зарядок для электромобилей. Реализуются ли такие планы – покажет время. Однако можно утверждать, что радикальное увеличение числа зарядных станций потребует не только значительных ресурсов, но и отсутствия серьёзных препятствий, которых сейчас достаточно много.

Что мешает установке электрозаправочных станций

В Москве установке быстрых зарядок для электромобилей часто мешает недостаточно развитое законодательство. Например, разместить ЭЗС на парковке во дворе дома требует согласия жильцов, так как парковка – общее имущество всех собственников. Жилищный кодекс устанавливает необходимость организации общего собрания жильцов для получения разрешения на установку ЭЗС на придомовой территории, где две трети должны высказаться в пользу строительства объекта.

Проведение собрания может показаться простым делом, но жильцы могут возражать против установки зарядной станции для электромобилей рядом с домом.
Для успеха этого мероприятия нужно чтобы в доме проживали не только владельцы электромобилей (которых будет меньшинство), но и люди, поддерживающие современные технологии.

Медленные электрозаправочные станции, стоящие около жилых домов и дающие возможность заряжаться ночью, пользуются большой популярностью среди москвичей. Еще одно распространенное место для установки ЭЗС – парковки возле офисов, где люди оставляют машины на длительный период, уходя на работу.

Для активного развития сети зарядок для электромобилей и беспрепятственной установки ЭЗС возле жилых домов необходимы законодательные изменения. Например, можно отменить обязательные собрания жильцов по вопросу установки зарядных станций. Вероятно, городские власти примут такое решение, поскольку оно сделает использование электромобилей в Москве более удобным и снизит нагрузку на электросети и публичные ЭЗС.

При строительстве новых многоэтажных домов предусмотрено 5% парковочных мест с установкой зарядных устройств для электромобилей. Решение Министерства строительства способствуеет развитию сети зарядок в городских жилых районах.

Какие действия предпринимаются для стимулирования развертывания электрозарядных станций?

В Москве зарядные станции для электромобилей необходимы не только в жилых районах, но и на других объектах. К примеру, некоторые владельцы «электричек» заряжают свои машины на подземных паркингах. До 2022 года установка зарядных станций на таких парковках считалась нарушением пожарных норм. Новые правила МЧС того же года разрешили владельцам электротранспорта заряжать свои машины не ниже -1 этажа подземного паркинга.

С ноября 2023 года действуют новые правила установки зарядных станций на всех уровнях подземных парковок бизнес-центров и многоквартирных домов. При этом необходимо учесть следующие условия: электрозарядные станции должны быть медленными, а заряжать электромобиль можно только при условии нахождения владельца авто в здании (в офисе или квартире).

Теперь электрозаправочные станции могут устанавливать торгово-развлекательные комплексы и другие арендаторы городских земель.

Как сообщил В своем Telegram-канале Сергей Собянин отметил, что от возможности установки зарядных станций для электромобилей воспользуются торгово-развлекательные комплексы, коммерческие паркинги, офисные центры, АЗС и другие организации. По его словам, зарядные станции пользуются спросом.

Раньше разрешение на размещение электрозаправочных станций получали только по результатам аукционов, из-за чего развитие сети зарядных станций для электромобилей замедлялось.

Препятствий для установки ЭЗС в Москве становится всё меньше, но часть из них всё ещё остаётся. Скорость их устранения определит комфорт водителей трёхсот тысяч электрокаров в Москве в 2030 году.