Какие цели преследуют АВТОВАЗ и Nissan в сотрудничестве с московским институтом?

Госкорпорация «Ростех» планирует перейти свою долю в АВТОВАЗе (32,3% акций) под управление ФГУП НАМИ. В итоге Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт станет единственным владельцем АвтоВАЗа. Это происходит параллельно с передачей НАМИ питерского завода Nissan.

Недавно японский автоконцерн Nissan одобрил ФГУП НАМИ, подведомственное Минпромторгу, продает своё российское подразделение. Речь идет о заводе и научно-техническом центре в Петербурге, а также о центре продаж и маркетинга в Москве. Доля акций ВАЗа в 67,7%, переданная Renault НАМИ после решения об уходе из России, теперь тоже достигла максимума. Почему «Ростех» отказался от своей доли? И зачем всё это хозяйство нужно НАМИ?

В отношении случившегося мнения разнятся. Некоторые считают это нападением на главу «Ростеха», г-на Чемезова, к которому накопились вопросы.
Однако более правдоподобным кажется другое объяснение. Сегодня практически любая российская государственная компания находится под санкциями: «Ростех» – не исключение. ВАЗу же необходимо всеми силами сохранять возможность общения с зарубежными поставщиками, в частности, с компанией Renault.

Renault по договоренности должна поставлять АВТОВАЗу комплектующие. Некоторые под санкциями, другие нет, но обойти давление нужно любым способом. Передача акций институту, ведущему разработки без проблем для иностранных поставщиков, может быть решением. В Поднебесной множество поставщиков, но их могут затронуть вторичные санкции. Чтобы на ВАЗ поступали нужные движки и коробки, его надо вывести из-под санкций, чтобы поставщики могли работать напрямую.

Изображение: img.freepik.com

Вероятно, целью всех этих действий является консолидация максимального количества активов автопрома в руках одного участника. Возможен запрет деятельности и НАМИ, но при этом акции могут быстро перейти новому владельцу, не попавшему еще в поле зрения санкций. Продолжительность такой игры предсказать сложно, но такова сегодняшняя ситуация. Опыт упора на политику «Зарубежье нам поможет» продемонстрировал свою ограниченность.

Возможный мотив концентрации активов отечественного автопрома в НАМИ – усталость от постоянной смены частных владельцев. В десятилетиях не появился новый предприниматель уровня Демидова или Гончарова, способный основать успешное предприятие. Может быть, государство просто решило самостоятельно взять управление делами и НАМИ для этого подходит как нельзя лучше.

Наиболее вероятная причина — передача контроля над активами Nissan и АВТОВАЗа нейтральной стороне с ожиданием возвращения зарубежных инвесторов в Россию для получения обратно своей собственности. Все договоры о продаже заводов за символическую сумму… составлялись Права на обратный выкуп акций действуют в течение нескольких лет. Важно, чтобы в этот период Россию и мир не постигли крупные потрясения.